
6.2. Психическое заражение
м ое оратором, может быть выражено условно цифрой 10. 11ри первых взрывах своего красноречия оратор передает каждому из слушателей половину этого своего волнения. Каждый из слушателей выразит это рукоплесканиями или усиленным нииманием. И будет, следовательно, видеть не только взволно-ианного оратора, но еще и множество напряженно внимательных или взволнованных своих товарищей по аудитории.
«Это зрелище, ^— пишет Михайловский, — будет, в свою очередь, усиливаться, что называется в парламентах «движением» (sensation). Положим, что каждый из слушателей получает только половину этого всеобщего возбуждения. И тогда «то волнение выразится не цифрой 5, а цифрой 750 (2,5 помноженное на 300).
Что же касается самого оратора, этого центра, к которому со всех сторон возвращается поток возбужденного им волнения с преувеличенной силой, то он даже может быть совершенно подавлен этим потоком, как оно часто бывает с неопытными, неприспособившимися ораторами. Понятно, что в действительности лавинообразный рост волнения не может оыть так быстр, потому что не каждый же из трехсот слушателей видит со своего места 299 взволнованных товарищей. Но общий закон процесса именно таков» [1. С. 145].
Функции заражения. Наряду с вопросом о механизме самого заражения нужно различать и другой вопрос — о на-шачении, применении и функциях заражения как способов группового воздействия. Если подойти к вопросу с этой стороны, то будет очевидно, что в качестве средства психологического воздействия на группу заражение может использо-иаться в нескольких различных случаях.
Во-первых, с целью еще большего усиления групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место; во-нторых, как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Последнее осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно путей достижения необходимой сплоченности на какой-то рациональной основе.
133
mt^ r dJb^ ...L.mL J
Глапа в. Социаммо-ш-и^олотчсскиг механизмы общения
Именно с этим обстоятельством было связано, например, сознательное использование механизма заражения и внуше ния во времена господства фашизма в Германии. Специальным приказом членам щтлерюгенда предписывалось в свое время коллективное прослушивание речей фюрера по радио. А именно в толпе (психологи знают об этом издавна) человек легче всего поддается/заражению и внушению.
6.3. Внушение
Внушение как объект исследования. Как объект социально-психологического исследования внушение стало рассматриваться сравнительно недавно. В. М. Бехтерев одним их первых предпринял попытку специального исследования данною явления применительно к общественной жизни, хотя описа ние данного феномена и определение его механизмов мы на ходим и у других авторов того времени (Н. К. Михайловский, Г. Тард, Г. Лебон и др.).
Поскольку внушение относится к числу почти столь же древних механизмов социально-психологического общения, как и заражение, постольку, естественно, особый интерес сейчас представляют именно те попытки изучения данного феномена, в которых реализуется стремление к историческому подходу.
Такой подход позволяет лучше понять природу и генезис этих механизмов, берущих начало у истоков человеческой истории.
В свете сказанного интерес представляет попытка Б. Ф. Порш-нева по-новому объяснить через призму механизмов внушения (суггестии) и контрвнушения (контрсуггестии) ряд важнейших страниц древнейшей истории человечества.
Так, если с суггестией, по мнению Б. Ф. Поршнева, связана зависимость человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, уходящая в глубокие недра социальной психологии, то с контрсуггестией связано рождение «внутреннего мира», психической независимости личности [2. С. 17].
1
34
t
La. i