Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kursovoy (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
88.04 Кб
Скачать

4.2.Политика Турции в отношении Нагорно-Карабахского конфликта

В параграфе изучается политика Турции в отношении Нагорно-Карабахского конфликта. В анализе основных внешнеполитических шагов, предпринятых Турцией, мы опирались на достаточно распространенную точку зрения о складывающейся новой политической ситуации в регионе, явившейся результатом российско-грузинской войны. В работе также рассматривается взаимосвязь экономических интересов мировых держав и выделяются основные противоречия в борьбе за сферы влияния на южном Кавказе.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году из-за территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов, составляющих около 20 процентов всей территории Азербайджана, находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

В попытках разрешения карабахской проблемы участвует множество государств: Армения, Россия, США, Турция, Иран, а также Минская группа ОБСЕ. 27 Причем, изучая историю переговоров и дискуссий, можно выявить интересную закономерность: с каждым этапом таких переговоров положение не упрощалось, а усложнялось. Обычно в качестве способов решения проблемы выбиралось то предложение, которое вело к тупиковому развитию событий, в результате чего напряженность и углублялся кризис. Это имеет свое объяснение. Попытаемся разобраться в отношениях всех сторон, заинтересованных в существовании карабахского конфликта.

Судьбоносным для дальнейшего развития глобальных политических процессов стал 2008 год. Обсуждение спорных вопросов в отношении кавказского региона становилось все более сложным. Возникший между сверхдержавами новый виток напряженности должен был отразиться на политическом значении различных регионов мира. Пятидневную российско-грузинскою войну многие исследователи считают началом новой политической ситуации кавказского региона. Однако, война сама по себе является отражением актуальных отношений между Западом и Россией. Ретроспективный анализ довоенного периода свидетельствует о том, что августовской войне предшествовало экономическое давление России на европейские страны, возникновение проблемы установления американской системы ПРО в Восточной Европе, признание независимости Косово рядом западных стран и т.д. Каждый из указанных вопросов является достаточно убедительным фактором того, что настало время нового деления сфер влияния сверхдержав. Именно этот процесс и поставил начало совершенно новой политической ситуации в Южном Кавказе.

Военные действия на грузино-осетинской границе в августе 2008 года нарушили тот статус-кво, к сохранению которого стремились западные страны и Россия. Замораживание конфликтов на постсоветском пространстве в тот период было одним из наиважнейших приоритетов всех держав, преследовавших политические и экономические цели в Южном Кавказе. Такая ситуация была интересна России по нескольким причинам. Во-первых, подобная реальность обеспечивала военное присутствие России в регионе и позволяла официальной Москве сохранять политическое влияние на противоборствующие стороны. Во-вторых, в России была серьезная озабоченность по поводу того, что обострение ситуации в Южном Кавказе могло отразиться и на настроениях народов Северного Кавказа. Поэтому власти России старались сохранить создавшуюся еще в 90-х годах ситуацию и выступать в роли гаранта региональной безопасности.

Сохранение мира в зонах грузино-абхазского, грузино-осетинского и азербайджано-арцахского конфликтов было выгодно также Западу, которого в нашем регионе интересовало лишь безопасное функционирование нефтепроводов, газопроводов и других коммуникационных систем проекта TRACEKA. На Западе отлично понимали, что в случае возобновления военных действий в любой из указанных точек, тем более, в Арцахе, Европа на долгое время была бы вынуждена отказаться от энергоресурсов каспийского бассейна. Кроме того, среди западных политологов была уверенность в том, что возможное изменение системы безопасности кавказского региона неминуемо привело бы к ослаблению позиций Запада в Южном Кавказе. По их оценкам, в случае победы армянской стороны в новой войне с азербайджанцами, позиции России в регионе заметно усилятся. В случае же удачи азербайджанцев, Турция превратится в одну из самых мощных и сильных империй не только черноморского бассейна, но и Кавказа, побережья Каспийского моря и Ближнего Востока. Подобное усиление Турции совершенно не отвечает интересам Запада, так как в этом случае Турция из союзника в регионе трансформируется в грозного соперника со своими амбициями и требованиями.

Итак, совершенно очевидно, что интересы России и Запада в южно кавказском регионе в основном совпадали. Отстаивание этих интересов было поручено сопредседателям Минской Группы ОБСЕ, которые, под прикрытием поиска путей мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, действовали в качестве совещательного органа по вопросам безопасности всего кавказского региона. Главной задачей сопредседателей было не урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, а недопущение возобновления военных действий в Арцахе. С этой задачей они справились. И точки зрения о существовании некого международного "заговора", вовсе не так уж необоснованны.

Грузино-осетинская война нарушила столь желанный статус-кво.29 События августа 2008 года превратили регион в новую арену противостояния Запад-Россия. Параллельно с этими процессами, активизировалась также региональная политика Турции, которая предложила собственное видение политического развития Южного Кавказа – Платформу сотрудничества и стабильности на Кавказе, логическое развитие которой в конечном итоге привело лишь к попытке открытия армяно-турецкой границы и установлению дипломатических отношений с Арменией.

Соединенные Штаты Америки, которые, по оценкам некоторых политологов, в результате пятидневной войны получили разрешение со стороны европейцев спокойно действовать в бассейне Черного моря, не могли не использовать все преимущества создавшейся ситуации для вытеснения России из региона. Они использовали инициативную политику Турции, пытаясь направить экспансионистские настроения Турции в выгодном для Запада русле – против России. Для достижения этой цели США поддержали нормализацию армяно-турецких отношений, что в действительности явилось лишь попыткой переориентировки Армении с России на Запад.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]