Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
левицкий.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
616.25 Кб
Скачать

Степень активности шкалы (величины коэффициентов к)

шкалы

гласные

согласные

средняя величина К

твердость

0,52

0,9

0,71

сила

0,46

0,9

0,68

активность

0,34

0,88

0,61

размер

0,57

0,58

0,58

оценка

0,76

0,38

температура

0,71

0,36

свет

0,49

0,2

0,35

средняя величина

0,34

0,70

0,52

По шкале оценки и температуры гласные не имеют статистической значимости.

Думается, однако, что наиболее точные результаты даёт первая из предложенных в данном разделе процедур, которая предполагает использование средних оценок каждого звука. Применение этой процедуры выявило ещё одну интересную закономерность: неодина­ковой символической активностью обладают не только шкалы, т.е. группы понятий, но и полюса шкал, т. е. противоположные поня­тия. Так, например, в украинском языке понятия “малень­кий”, “слабый”, “приятный”, “медленный”, “мягкий”, “светлый” симво­лизируются в большей степени, чем противоположные понятия.

В целом проведённый в данном разделе анализ позволяет сделать два важных вывода.

1. Гласные и согласные обладают неодинаковыми симво­личес­ким потенциалом.

2. Шкалы и их полюса, т. е. наборы понятий или противо­полож­ные понятия, обладают неодинаковой символической актив­ностью.

8. Изучение звуко-цветовых ассоциаций

После того, как в советском языкознании в середине 60-х годов была прорвана блокада запретных тем и изучение звукосимволизма стало привлекать к себе бoльшее внимание советских лингвистов, и А.П. Журавлеву, и мне, особенно интенсивно занимавшимся экспериментальным исследованием символики звуков, хотелось затронуть как можно более широкий круг вопросов, связанных с этим явлением.

В работах А.П. Журавлева такое стремление выражалось прежде всего в том, что он хотел как можно шире и всесторонне изучить функционирование фонетического значения на уровне отдельного слова и целого текста (особенно поэтического). Меня, как видно из изложенного выше, интересовали прежде всего вопросы, связанные с методикой изучения звукового символизма (в частности, степень влияния различных процедурных условий на результаты эксперимента), его природой, источниками порождения и характером проявления в родственных и неродственных языках.

В свете сказанного становится понятным, что А.П. Журавлев стремился прежде всего получить оценки символического значения гласных и согласных русского языка по как можно большему числу шкал. Получив данные о символике русских гласных и согласных по 25 шкалам осгудовского семантического дифференциала, А.П. Журавлев уже в начале 70-х годов провел первые эксперименты по изучению звуко-цветовых ассоциаций в русском языке (одной из первых публикаций А.П. Журавлева на эту тему была статья в научно-популярном журнале «Знание – сила» – см. 1972, № 2). В монографии «Фонетическое значение» (1974) результаты проведенных экспериментов изложены в виде небольшого раздела на с. 50-53.

Ознакомившись с публикацией А.П. Журавлева в журнале «Знание – сила», я обратил внимание на то, что по данным А.П. Журавлева в русском языке гласный /а/ ассоциируется с красным цветом, /и/ – с синим, /о/ – с желтым. Во всех этих случаях прослеживается четкая связь между исследуемыми звуками и первой ударной гласной в названии соответствующего цвета (а – красный, и – синий, о – жёлтый). Такое распределение между звукоцветовыми ассоциациями и названиями цвета могло стать одним из решающих аргументов в дискуссии о том, какой фактор – «синестезия» или «языковая привычка» – лежит в основе порождения ЗС (А.П. Журавлева этот «теоретический» вопрос не интересовал). Именно при обсуждении этого вопроса (в подразделе «Три теории порождения звукового символизма») в книге «Семантика и фонетика» я и провел вслед за А.П. Журавлевым эксперимент по выявлению звуко-цветовых ассоциаций на материале украинского и молдавского языков (см. Левицкий 1973: 86-89). Целью эксперимента, как подчеркивалось в цитируемом разделе, «является не установление звукоцветовых соответствий…, а проверка выдвинутой выше гипотезы: при приписывании гласным одного из цветовых значений испытуемые используют механизм «языковой привычки»» (с. 87). Поэтому процедура эксперимента была максимально приближена к процедуре, использованной А.П. Журавлевым. Полученные результаты отображены в следующей таблице (см. табл. 33).

Таблица 33