Личные права
Для того, чтобы прокормить свою семью, ученые, артисты, писатели вынуждены заниматься мало интересующими их делами, даже - "челночеством". Режиссеры, например, вместо того, чтобы заставлять людей плакать от "Горя от ума", вынуждены снимать рекламные ролики.
Ценность личных прав состоит главным образом в том, что они сами по себе и гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и качество самого общества в целом. "Международная арена" это признает. О чем свидетельствует следующий случай.
В ущемлении авторских прав на международном уровне весной 1995 года были обвинены студенты московского ГИТИСа [ныне - РАТИ (Российской академии театрального искусства)]. На режиссерско-актерском факультете академии в мастерской Леонида Хейфеца поставили спектакль по известному мюзиклу Эндрю Ллойда Веббера "ТНЕ САТS". Труппа ГИТИСа покорила московскую аудиторию, и студентов пригласили на театральный фестиваль в Эдинбурге. К поездке было почти все готово... Но посольство Великобритании отказало в визах буквально в последний день. В качестве аргумента представителям ГИТИСа была предъявлена бумага за подписью самого Эндрю Ллойда Веббера. "Послание", впрочем, носило характер незлобивый, скорее рекомендательный. То есть, неча, мол, со своими скромными силами лезть в калашный, так сказать, ряд. Хотя, возможно, у вас, ребятки, есть деньги, чтобы уладить все вопросы, по которым можно обратиться к адвокатам г-на Веббера. Координаты были указаны тут же.
При создании спектакля ГИТИ Совская труппа меньше всего думала о том, чтобы хоть как-то ущемить авторские права и интересы господина Веббера. Эдинбургский фестиваль, вне сомнения, неплохо прошел и без московских студентов. Но что же так задело английскую сторону? Возможно, смысл "оказания такой чести" - "не подумайте, что каждому - можно". Так как в другой раз - нарушить авторские права может "рыба покрупней".
Личные неимущественные права принадлежат во всех случаях непосредственному создателю произведения. Они неотделимы от автора и не могут передаваться другим лицам. Даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Пока, конечно, автор жив. В ч.1 ст. 150 ГК говорится о том, что достоинство личности, честь и доброе имя, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. А в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе - наследниками правообладателя.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
1 апреля 1996 года два тележурналиста - Дмитрий Баранов и Ольга Коробова предъявили иск в Кунцевский межмуниципальный суд г.Москвы к Межгосударственной телерадиокомпании "Мир". Они потребовали от ответчиков компенсацию за нарушение авторских прав в размере 5 тысяч минимальных заработных плат (на то время эта сумма составляла 316 миллионов 250 тысяч рублей), а также возмещения морального вреда в размере 10 миллионов каждому. [До сих пор в РАО не было случаев возмещения моральных исков]. Основанием для предъявления иска стали действия телекомпании, которая без согласия авторов сократила отснятый ими фильм о ситуации в Чечне, заменила его название и выпустила в эфир 31 января 1996 года по первому каналу Останкино. Кроме этого, без согласия Баранова и Коробовой были использованы материалы другого видеофильма, отснятого ими в 1993 году. Истцы считают, что по отношению к ним телекомпания "Мир" применила политическую цензуру,
Ст.29 п.5 Конституции РФ: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается", а выпушенный в искаженном варианте фильм был снабжен без их согласия комментариями руководителя телекомпании Гадильбека Шалахметова. Отзыв на иск был следующий.
"Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", заключенного главами государств СНГ в Ашхабаде 24 декабря 1993 года. В соответствии со ст.З указанного Соглашения "Компания, ее имущество и активы пользуются иммунитетом от административного и судебного вмешательства и исполнительных действий". Разбирательство: кто на кого работал - область трудовых отношений. Личных неимущественных прав оно не касается. А как звучит приведенная статья Соглашения? - "Компания, ее имущество и активы пользуются иммунитетом...". Так что Дмитрий и Ольга, независимо ни от чего (к примеру, сотрудники ли они МТРК "Мир" или нет), спокойно могут продолжать требовать возмещение морального вреда... При этом, увеличив сумму иска за моральный ущерб на размер материального. К тому же они могут обратить взыскание на физических лиц. Кстати, пусть будущие соответчики не удивляются, если встретят в суде, помимо Баранова и Коробовой, еще и представителей оскорбленного чеченского народа и Вооруженных сил России, которые с удовольствием выступят соистцами. Хотя бы потому, что нуждаются в деньгах.
