Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Познание .docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
34.01 Кб
Скачать

Немецкая классическая философия

И.Кант (1724-1804)

Поворот от субстанции к субъекту. Не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта есть главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

Как возможны синтетические априорные суждения, носящие всеобщий и необходимый характер?

Аналитические суждения: высокий человек есть человек (логические).

Синтетические – всегда апостериорные (все лебеди белы), опираются на опыт, носят вероятностный характер, не могут сравниться с суждения априорными по необходимости и всеобщности. 

Эмпирические – из опыта: идет дождь.

Априорные – до опыта (счет, понятие фигуры и прочее).

Арифметика, геометрия – синтетические априорные суждения. 2+2=4.

Пересмотрел представления о чувственности: чувственность, раньше, многообразие ощущений, а разум упорядочивает их в понятиях. Кант: многообразие ощущений дает нам чувственное восприятие, но чувственность имеет свои, доопытные, априорные формы, в которые «укладываются» эти ощущения и упорядочиваются. Пространство и время как априорные формы чувственности.

Понимание процесса познания Кантом можно представить следующим образом: нечто неизвестное – вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений. Они упорядочиваются при помощи априорных форм чувственности – пространства и времени. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер, для того, чтобы оно превратилось в опыт (в нечто общезначимое, что по Канту = объективному) необходимо участие другой познавательной способности – мышления, оперирующего понятиями. Эту способность Кант именует рассудком. Рассудок есть спонтанная деятельность. При это она формальна, то есть нуждается в некотором содержании, которое и поставляется чувственностью.

Рассудок подводит многообразие чувственного материала (организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия. Общезначимость, всеобщность опыта достигается за счет оперирования рассудка категориями (априорными формами мышления). Рассудок сам конструирует объект сообразно категориям, благодаря этому предметы согласуются с нашим знанием о них.

Априорные формы чувственности и мышления составляют надинидвидуальное начало в человеке (трансцендентальный субъект). Он – основа всеобщности и необходимости знания.

Что служит последним основанием единства, без которого рассудок не мог бы осуществлять свою функцию объединения многообразного? Субъект или акт самосознания «я мыслю». Этот акт Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (самосознания) и считает его источником всякого единства. Категории представляют собой частные формы этого единства.

Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью: ему недостает цели, которая бы направляла его деятельность.

Есть еще одна познавательная способность у человека – разум. Если рассудок переходит от одного обусловленного к другому, поскольку в мире опыта нет ничего безусловного, то такого рода безусловное поставляет нам разум в виде идей.

Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы получаем идею души; безусловное всех явлений внешнего мира – идея мира; желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – разум восходит к идее Бога. Разум побуждает рассудок к деятельности. Стремясь к абсолютному познанию, человек выходит на уровень разума.

Практический разум, воля. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами – природной необходимостью или Божественной волей, а тем законам, которые ставит сама перед собой, признавая его внутренним законом разума.

Нравственный закон, категорический императив, который открывается разуму: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». + «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе».