Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моторина глава 1.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.51 Mб
Скачать

1 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С.20. 20

разрешены до тех пор, пока человек не очертит свои границы и возможности, то есть пока не ответит на вопрос: «Что такое че­ловек?» уже в новых условиях.

Итак, мы попытались схематично представить три основные идеи человека: философскую, теологическую и научную. Мы не затронули многих авторов, теорий, просто взглядов на человека и его природу. О них речь пойдет в других главах и в связи с други­ми проблемами. В данном же параграфе мы пытались предста­вить три традиционные идеи человека, три дороги, которыми он шел к пониманию себя. Эти дороги то расходились, то сливались между собой, то просто сосуществовали, не пересекаясь друг с другом. Но и они, говоря словами М. Шелера, ныне оказались сильно дискредитированными и между ними нет никакого един­ства. «Многолетнее и основательное изучение проблемы челове­ка, — писал Шелер, — дает автору право утверждать, что по во­просу о происхождении и сущности человека наш век отличается такой чрезвычайной пестротой, такой расплывчатостью и неоп­ределенностью, каких не наблюдалось ни в одну эпоху. На протя­жении тысячелетней истории мы являем собой первую эпоху, в которой человек стал совершенно и безусловно «проблематич­ным», когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одновременно з н а е т о том, что он этого не знает»1.

Проблема — возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представ­ляет существенный теоретический и практический интерес.

Безмерный рост теоретического и эмпирического знания о чело- | веке, отсутствие метода для упорядочения и организации научного материала, отсутствие концептуального единства при определении человека становятся серьезной проблемой культуры XX и XXI веков. \ \

Открытие субъективности как метафизическая предпосылка антропологии всех видов

Поворотным моментом в развитии философско-антрополо-гической мысли, который во многом определил возникновение антропологии как самостоятельной области знания, является понимание человека в качестве Я (субъекта), познающего и пре­образующего мир (объект).

' Шелер М. Человек и история// Человек: образ и сущность. М., 1991. С. 133-134.

21

Субъект — носитель предметно-практической деятель­ности и познания, источник активности, направленный на объект и преобразующий его.

Объект — то, что противостоит субъекту в его предмет­но-практической и познавательной деятельности.

Особое место в формировании нового взгляда на проблему человек в мире принадлежит философии Р. Декарта (1596 — 1650). Декарт (латинизированное имя — Картезий) вхо­дил в круг выдающихся философов Нового времени, когда пра­во на формирование картины мира завоевывает наука. Наука обретает мировоззренческие функции, а научная рациональность рассматривается в качестве важной человеческой ценности. Именно в этих условиях Декарт создает свою «новую филосо­фию», которая, по его мнению, должна снести здание старой традиционной культуры и расчистить почву для культуры рацио­нальной.

Рационализм — тип философствования, направленный на логическое конструирование мира; отношение к природе становится субъектно-объектным.

Все традиционные знания, согласно Декарту, подлежат про­верке сомнением. Он считал, что надо оставить в стороне все су­ждения о тех предметах, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может сомневаться, прибегая к рациональным доводам и основаниям. Даже в Боге разрешил себе усомниться Декарт, воскликнув: «Неужели Бог послал мне такую мысль, чтобы я в нем засомневался?!» Вместе с тем Декарт не считал сомнение самоцельным и беспредельным. Сомнение как метод, по его мнению, надо сделать последовательным и универсаль­ным. В итоге все сомнения, по Декарту, должны выстроиться в строго обоснованной последовательности как принципы знаний о природе и человеке. «Но я еще не знаю достаточно ясно, — писал Декарт, — каков я сам, я, уверенный в своем существовании... Чем же я считал себя прежде? Разумеется, человеком. Но что та­кое человек? Скажу ли я, что это — разумное животное?»1. Нет, отвечает Декарт, ибо тогда надо заранее знать, что такое живот­ное и в чем состоит разумность человека. «Я, строго гово-