Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отчет по исследованию.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
391.68 Кб
Скачать

1.2. Обзор эмпирических исследований этнической толерантности

Согласно Ю.В.Арутюнян (1999), культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, делятся на две группы: первая связана с просвещением и информированностью, вторая - с традиционными нормами каждой культуры (в социологии чаще говорят просто о традиционализме). При этом факт, что образование, и в целом просвещение, способно разрушать межэтнические границы, снимать предубеждения, установлен в многочисленных исследованиях.

В настоящее время в психологии накоплен обширный эмпирический материал по вопросу этнической толерантности, в том числе в странах Европы и России.

Исследования, проведенные Ю.В.Арутюнян в разных республиках Российской Федерации подтвердили, что людей толерантных, готовых к общению, везде намного больше, чем просто индифферентных. Среди русских доля этнически индифферентных колебалась в республиках в пределах 10-15%, а готовых к позитивным контактам - до 60-80% по социальным, демографическим и этническим группам.

Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с этнической идентичностью. Согласно Ю.В.Арутюнян (1999), все виды гиперидентичности повышают уровень интолерантности в межэтнических установках. При этом перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны не только с процессами в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни.

Изучены особенности формирования национальной терпимости (Пищик О., 2007; Рядченко А.А., 2011 и др.) Так, исследованием, проведенным О.Пищик (2007) было обнаружено, что на формирование национальной терпимости школьников влияет много факторов объективного и субъективного характера. При этом cтереотипы поведения, религиозные различия, неуважение мигрантов к обычаям и традициям коренного населения, а также, наоборот, неприятие коренным населением обычаев и традиций вынужденных переселенцев являются сильным раздражающим фактором, что отметили 23,3 % респондентов.

О.Пищик (2007) выявлены мотивы негативного отношения к вынужденным мигрантам. На первом месте — убеждение в более частой принадлежности мигрантов к криминалу (39,5 %), чем коренных жителей страны. Такое мнение респондентов сформировано, по мнению О.Пищик (2007), средствами массовой информации. Примечательно, что у 19,8 % респондентов мотивы неприязненного отношения к вынужденным мигрантам не определены, т. е. имеет место немотивированно-неприязненное отношение к ним. Это связано с восприятием собирательного образа вынужденного мигранта, содержащего преимущественно негативно оценочные характеристики.

Эмпирическими исследованиями также обнаружены гендерные различия в этнической толерантности. В частности на выборке 147 человек (по материалам Латвийского портала soulpsyhology, 2011) было продемонстрировано, что позитивная этническая идентичность сильнее выражена в женской группе, чем в мужской. Феномен этнической изоляции сильнее выражен в мужской группе (U= 40,56; р=0,01), чем в женской (U= 30,86). Вследствие неполной (незавершенной) этноидентичности мужчин, для некоторых членов группы характерен механизм психологической защиты в форме изоляция. Такая особенность межэтнической толерантности как этнофанатизм также имеет большую степень выраженности в мужской группе (U= 42,82; р=0.01),чем в женской (U=30,71). Этот показатель свидетельствует о большей этнотолерантности женской группы. В то время как мужская группа демонстрирует апофеоз нетерпимости и негативизм по отношению к лицам другой национальности.