Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-109.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.28 Mб
Скачать

Тема 8. Профессиональная деятельность социального педагога и деформация личности.

Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание

Анализ влияния профессиональной деятельности на развитие (разруше­ние) личности и ее проявление свидетельствует о том, что оно не может быть только прогрессивным или только регрессивным. На практике любая дея­тельность, в том числе и профессиональная, как правило, в чем-то имеет про­грессивный, а в чем-то регрессивный характер, что-то человек приобретает, но одновременно и что-то теряет, что-то в нем укрепляется, доходит до совер­шенства, а что-то постепенно утрачивается или приобретает такую уродли­вую форму, что негативно сказывается на всей последующей его жизни.

В современной специальной литературе для характеристики вли­яния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявления используются выражения — «деформация личности», «профессиональная деформация».

Деформация личности — это изменение ее качеств и свойств (сте­реотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имею­щих для нее жизненно важное значение. Профессиональная деформа­ция личности специалиста — это изменение ее качеств и свойств (сте­реотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения профессиональной деятельности.

Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление

Понятие «профессиональная деформация» относится и к деятель­ности социального работника. На его личность воздействуют свои, специфические факторы профессиональной деятельности. К наибо­лее важным из них, существенно влияющим на личность социального работника и его поведение, относятся: социальный статус профессии, профессиональной деятельности и субъекта социальной работы в ней; содержание и сама профессиональная деятельность; работа с челове­ком, имеющим социальные проблемы, относящимся к категории людей с особыми нуждами, группой; степень длительности и уровня эмоционально-волевого проявления специалиста в профессиональной деятельности и др.

Социальный статус профессии и профессиональной деятельности. Всякая профессия имеет определенный статус в обществе, который может быть общегосударственным и средовым. Общегосударствен­ный статус характеризуется тем, какое место отведено этой профессии в стране. Он отражается в нормативных документах государства. Фак­тором государственного статуса профессии выступает уровень оплаты труда (материальный статус) специалиста, как отражение его соци­альной значимости. С учетом изложенного в обществе складывается общественное мнение об общественной значимости, признание специ­альности. Общественный статус может совпадать и не совпадать с го­сударственным. В то же время в каждом регионе под воздействием ряда местных факторов формируется средовый статус профессии и профессиональной деятельности.

Под воздействием общественного и средового статуса формирует­ся субъектный статус специалиста (социальный статус субъекта про­фессиональной деятельности).

Социальный статус субъекта (социального работника) и самой профессиональной деятельности (социальной работы). Данный фак­тор включает такие важные явления, как сложившийся статус специалиста социальной работы в обществе (данной социальной среде) и субъективный статус социального работника.

Сложившийся, (средовый или социальный) статус специалиста в обществе формирует у личности, выбравшей эту специальность, опре­деленное отношение к ней, его устремленность к овладению профес­сией и последующей профессиональной деятельности.

В настоящее время социальная работа закреплена в законодатель­ных документах Российской Федерации. В специальной литературе встречается название специалиста этого направления — социальный работник, социальный статус которого во многом определяет отноше­ние членов общества к специалисту как к личности и как человеку, олицетворяющему соответствующую специальность. Социально-пе­дагогическая роль статуса заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявле­ние ответственности, важности и значимости либо формировать, ук­реплять безразличие к ней и даже пренебрежение.

Субъектный статус — это образ профессии, который сформиро­ван у самого специалиста. Он складывается у человека, выбирающего профессию (абитуриента), как результат его воспитания, профориентационной работы с ним; у выпускника профессионального образова­тельного учреждения, как результат его профессиональной подготов­ки; у специалиста в зависимости от его индивидуальности, среды профессиональной деятельности, накопленного опыта, как результат его профессионального самосовершенствования или профессиональ­ной деформации. Субъектный статус может совпадать со средовым, быть ниже его или, наоборот, выше. Его своеобразие зависит от мно­гих факторов как средового, так и личностного характера и может быть высоким или низким, позитивной или негативной направлен­ности. Уровень и направленность субъективного социального статуса являются результатом профессионального самосовершенствования или деформации личности. Именно субъектный статус во многом оп­ределяет мотивацию специалиста в профессиональной деятельности.

Специалистов с высоким позитивным профессиональным субъек­тивным статусом часто относят к фанатам, людям увлеченным своей работой. Это в большей степени характерно для представителей соци­альной сферы. Они готовы идти на лишения, преодолевать большие трудности, терпеть финансовое неблагополучие ради самореализации в профессиональной деятельности и достижения позитивных резуль­татов, добиваться позитивной динамики в объекте социальной рабо­ты. Специалисты с низким субъективным профессиональным стату­сом — это чаще всего те, кто не нашел своей реализации в профессии, стал не творческой, ищущей личностью, а безразличным и к работе, и к ее результатам. Последствием подобной негативной профессиональ­ной деформации может быть полная или частичная неудовлетворен­ность, разочарование в возможности достичь более высокого уровня профессионализма, должностного положения, безынициативность, боязнь новизны, какого-либо негативного результата, иногда зависть к другим, более результативным в работе, и пр.

Негативный уровень личного профессионального статуса специа­листа является часто следствием его профессиональной деформации, низкой результативности профессиональной деятельности, разочаро­вания в своих способностях и в самой профессии. Такой специалист не видит (не хочет видеть) социальной значимости своей профессии, личной перспективы в профессиональном росте, профессиональной деятельности. Полное или частичное разочарование в выбранной про­фессии ведет к тому, что он считает, что его профессиональные, часто и жизненные проблемы являются следствием профессионального вы­бора.

Высокий положительный личностный профессиональный статус специалиста может постепенно, а иногда и скачкообразно переходить в низкий и даже в негативный. Это связано с рядом факторов лич­ностного и средового характера. Специалист с таким статусом более уверен в себе и своей профессиональной деятельности, самостоятелен, инициативен. Неожиданный отрицательный (резко отрицательный) результат его профессиональной практики может оказаться для него катастрофическим. Например, у молодого перспективного врача, вдруг, на фоне общего благополучия, умирает больной. Это может так потрясти его, что он мгновенно потеряет и уверенность в себе как спе­циалисте, и перспективу профессионального роста. Резкий спад уров­ня субъективного статуса несет в себе деструктивный, порой разруши­тельный потенциал по отношению к личности специалиста. Далеко не каждый способен без негативных последствий преодолевать такие трудности, а если и преодолевает, то, как правило, под воздействием более сильных внешних факторов, например экономического, боязни смены профессии, жесткого внешнего контроля, связывающего лич­ную инициативу, и пр.

Резкая смена высокого положительного личностного профессио­нального статуса низким и даже негативным нередко встречается среди выпускников, окончивших профессиональное образовательное учреждение с «отличием». Выпускник имеет достаточно высокий по­ложительный субъективный статус. Он привык, что ему все дается легко и у него высокие результаты. На практике при встрече с неор­динарными трудностями в профессиональной деятельности он может получить отрицательный результат. Для него это настолько неожиданно, что он теряется, проявляет поспешность, старается переделать, стремясь действовать так, как учили. Однако жизнь богаче, она требу­ет неординарности, нетипичности в деятельности, а он к этому не готов и снова получает отрицательный результат, что крайне негатив­но сказывается на его статусе, профессиональной деятельности. Такие факты разрушительно действуют на молодого специалиста, закончив­шего учебное заведение с высоким результатом. Б то же время его успешная деятельность, позволяющая наиболее полно проявить себя, получать ожидаемый результат, способствует формированию из него интересной творческой, неординарной, исследовательской личности.

Существует мнение, что специалист обязан справляться с любой личностью, так как имеет профессиональную подготовку. Однако те, кто так рассуждают, забывают, что социальный работник — это преж­де всего человек с определенной эмоциональной и волевой сферой. Она вполне может оказаться слабее объектной. В этом случае только профессиональное мастерство и культура специалиста могут быть эф­фективными в социальной работе. В противном же целесообразно передать объект другому специалисту. Недостаточный учет данного фактора может так деформировать личность социального работника, что он как специалист будет потерян.

Необходимо подчеркнуть, что в данной проблеме достаточно сложно определить, действительно ли социальный работник не может справиться с объектом и нуждается в помощи или он хочет избавить­ся от неудобного для него клиента. Выявить эту грань непосредствен­ному руководителю удается далеко не всегда.

Эмоционально-волевое проявление социального работника в профес­сиональной деятельности. Эмоции и воля — явления тесно взаимосвя­занные. Неслучайно говорят об эмоционально-волевой характеристи­ке специалиста. Успешные волевые проявления подкрепляются положительными эмоциями, и наоборот, слабость, неуверенность вы­зывают и соответствующие эмоции. Личностная профессиональная деформация специалиста в первую очередь сказывается на эмоцио­нально-волевой сфере. Ее разрушение практически ведет к професси­ональной непригодности специалиста.

Таким образом, рассмотрены основные факторы, существенно влияющие на профессиональную деформацию социального работни­ка. При их анализе отмечались личностный (субъекта социальной ра­боты) и средовый факторы. Личностный — это тот потенциал (положительный и отрицательный), который присущ социальному работ­нику и его осознанная самоактивность. В процессе профессиональной деятельности как раз он имеет тенденцию к развитию. Что именно, в каком направлении и с какой интенсивностью получит развитие (за­держится в развитии), зависит от самоактивности специалиста и среды, в которой он осуществляет свою профессиональную деятель­ность. Самоактивность социального работника определяет его жиз­ненную позицию, в какой степени и в каком направлении он является самосозидателем или пассивным реализатором себя в профессии. В народе говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Проявляя в профессиональной практике творчество, инициативу, активность или пассивность по обстоятельствам, копируя те или иные личности, про­являя волю и характер, социальный работник создает себя.

Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности социального работника. Она позволяет наиболее полно реализоваться всем тем проявлениям, которые характерны, хотя бы в зачаточном состоянии, специалисту.

Профессиональная деятельность социального работника способст­вует как положительной, так и отрицательной деформации личности и ее поведения. Все факторы, обусловливающие профессиональную деятельность специалиста, в совокупности и определяют развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала специалиста по направлению и интенсивности. Результатом является профессиональ­ное самосовершенствование и положительная деформация — лич­ностная и поведенческая.

Рассмотрение сущности и содержания профессиональной дефор­мации социального работника выдвигает такие проблемы, как стиму­лирование его профессионального самосовершенствования, предуп­реждение и преодоление негативной деформации. Их решение способствует повышению профессиональной культуры специалистов и их профессионального долголетия.

Профессиональное долголетие специалиста — это качественная характеристика его способности на высоком уровне решать професси­ональные задачи в течение всего периода времени, отведенного соци­умом для профессиональной деятельности гражданина. В этот период он сохраняет здоровье, профессиональную компетенцию, умения и навыки профессиональной деятельности, обеспечивающие высокий уровень практики по профессиональному назначению.

В решении этой жизненно важной проблемы наиболее четко вы­деляются следующие направления:

  • стимулирование профессионального самосовершенствования специалиста;

  • подготовка будущего специалиста к самопрофилактике нега­тивной профессиональной деформации личности;

  • создание наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, обеспечивающих предупреждение негативной деформа­ции специалиста;

  • преодоление явлений негативной профессиональной деформа­ции личности специалиста.

Стимулирование профессионального самосовершенствования спе­циалиста. В основе реализации этого направления лежит деятель­ность по повышению его нравственно-профессиональной культуры. Оно включает:

  1. Повышение социального статуса профессии социального работника. Эта проблема носит и общегосударственный, и средовый характер.

  2. Формирование высокого-позитивного социального статуса каж­дого специалиста — социального работника и забота о его сохранении и дальнейшем повышении. Такая деятельность проводится диффе­ренцированно: в процессе профориентационной работы в школах, в учебном заведении, в центрах социально-педагогической деятельнос­ти с учетом опыта специалиста и его личного статуса.

  3. Система работы с начинающими социальными работниками по оказанию им помощи в адаптации к профессиональной деятельности, преодолении трудностей начального периода, приобретении опыта практической деятельности.

  4. Повышение профессиональной компетенции специалиста.

  1. Создание среды, способствующей развитию нравственно-про­фессиональной культуры деятельности.

  2. Создание нравственно-психологической атмосферы в центре профессиональной деятельности, стимулирующей творчество, ини­циативу, желание и стремление к наиболее полному самопрояв­лению.

7. Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов социаль­ной работы с различными категориями людей.

Важнейшей проблемой повышения профессионального долголе­тия специалиста является подготовка его к самопрофилактике нега­тивной профессиональной деформации. Эта проблема должна решать­ся еще в профессиональном образовательном учреждении. Рассматри­вая общепрофессиональную и специальную подготовку социального работника, учебное заведение призвано исследовать деформирующие факторы профессиональной деятельности и разрабатывать рекомен­дации по их профилактике. Другими словами, учебное заведение фор­мирует у будущего специалиста качества, умения и навыки, необхо­димые ему для предупреждения наиболее типичных проявлений де­формирующих явлений в процессе профессиональной деятельности. При подготовке социального работника необходимо:

  1. Сформировать у будущего специалиста навыки самоуправления, умения управлять собой в различных ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

  2. Способствовать к формированию и развитию еще в процессе обучения эмоционально-психологической устойчивости и защищен­ности, необходимых ему для успешной профессиональной деятель­ности.

  3. Усвоить рекомендации по работе с клиентом, необходимые специалисту для сохранения эмоционально-психологической устойчи­вости. Для работы с клиентом с эмоционально-волевой неустойчивостью, заразительностью, особыми нуждами специалисту следует учиться защищать свою эмоциональную систему, психику от его де формирующего (разрушающего) воздействия. С этой целью психоло­ги рекомендуют учиться:

  • проявлять внешнее участие во взаимодействии с клиентом, не перенося получаемую информацию в глубину своей чувственной сферы;

  • управлять своим эмоциональным состоянием, не допуская перевозбуждения, внутреннего глубокого сопереживания;

  • учиться переключать внутреннее внимание к проблеме клиента на нечто иное (какой-нибудь предмет, иную мысль), сохраняя внеш­нее участие в процессе работы с клиентом. Это позволяет специалисту не допустить глубокого эмоционального вовлечения в сопереживание;

  • управлять процессом взаимодействия с клиентом, не позволяя ему самому глубоко втягиваться в эмоциональное переживание и самопроявление в связи с личными проблемами, помогать ему изла­гать кратко и по существу именно ту информацию, которая в данной ситуации необходима специалисту.

Преодоление явлений негативной профессиональной деформации со­циального работника. Такая деятельность всегда исключительно сложна. Известно, что легче предупредить возникновение какого-либо негативного явления, чем его в дальнейшем преодолеть.

В работе по преодолению негативной профессиональной деформа­ции важна диагностика — выявление последствий, насколько глубоко и серьезно деформирован человек, в чем конкретно это проявляется и как сказывается на выполнении функциональных обязанностей, его жизнедеятельности. Некоторые проблемы деформации личности нуждаются в разработке специальных индивидуальных программ их преодоления, реализация которых часто требует участия многих спе­циалистов. В отдельных случаях для преодоления профессиональной деформации необходима смена места работы, длительное лечения и пр.

Литература:

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – стр.224-247

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]