Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Столыпин доклад.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
64.59 Кб
Скачать

Глава II. У вершин власти

26 апреля 1906 года жизнь семьи Столыпиных круто изменилось. Высочайшим указом скромный саратовский губернатор был назначен на один из наиболее важных правительственных постов – министр внутренних дел. Столыпин не хотел этого назначения; в разговоре с государем он отказывался от предложенной ему должности не из скромности, а из-за понимания того, какой невероятной трудности задачи ему предстоит решать: « Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет»25 - писал он своей жене. 8 июля последовало еще одно судьбоносное назначение: Столыпин заменил И. Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров с сохранением должности министра внутренних дел.

Семья министра. Эти изменения сильно осложнили частную жизнь семьи Столыпиных. По воспоминаниям М. П. Бок, семью поселили на тесной и неудобной даче на Аптекарском острове, под постоянным присмотром полицейских. Во время прогулок Мария Петровна и ее сестры не раз ощущали враждебность со стороны революционно настроенных прохожих; что, впрочем, не препятствовало семье Столыпина оказывать ему поддержку. О. Б. Столыпина и ее старшая дочь присутствуют на заседаниях Государственной Думы; в воспоминаниях, сохраняя ровный, спокойный тон, Мария Петровна тем не менее категорично высказывается в пользу политических воззрений своего отца.

Кульминацией стало событие, названное биографами Столыпина «взрывом на Аптекарском острове». 12 августа 1906 года было осуществлено покушение, унесшее жизни тридцати людей; тяжело пострадала дочь Столыпина Наташа, был ранен сын; сам Петр Аркадьевич чудом остался цел. Первыми словами, сказанными Столыпиным жене после взрыва, были: «Все дети с тобой?» Удар революционерами был нанесен метко; невозможно передать тот ужас и отчаяние, с которыми его дочь рассказывает о произошедшем, несмотря на то, что вспоминает она об этом спустя долгие годы. Вероятно, именно это покушение стало в некотором роде поворотной точкой: из благообразного помещика, по воспоминанию Н. П. Муратова, производившего «бесцветное впечатление скромного, неглупого человека», Столыпин стал крупным государственным деятелем, непреклонно придерживающимся своих слов «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Вместо ожидаемой революционерами реакции – отойти в сторону, спасая себя и семью – Столыпин нашел в себе силы не только продолжить свою политику, но и продолжить ее более энергично, не прерываясь ни на день. По словам его дочери, он стал примером моральной силы для министров и всего двора26.

Корни аграрного вопроса. Столыпин отчетливо осознавал необходимость решения земельного вопроса; более того, он был одним из немногих политиков, кто предлагал действенные пути решения. В вопросах сельского хозяйства, как и вообще во всем, что было связано с землей, он демонстрировал глубокое понимание. В конце концов, Столыпин, как и многие поколения его предков, был помещиком - по рождению, по воспитанию, по ухваткам. М. П. Бок в «Воспоминаниях» не раз упоминает о живейшем интересе своего отца к сельскому хозяйству: «Мой отец очень любил сельское хозяйство и когда он бывал в Колноберже, весь уходил в заботы о посевах, покосах, посадках в лесу и работах в фруктовых садах»27. Будучи владельцем нескольких крупных поместий, Столыпин находил время для того, чтобы детально вникнуть вдела каждого из них; так, бывая в Колноберже, он обязательно уделял время тому, чтобы объехать свое хозяйство с лесником; раз в год он обязательно объезжал все свои имения. Весьма точно манеру Столыпина иллюстрирует эпизод из периода его гродненского губернаторства: « … один из наших соседей, глядя издали с мамá на моего отца, который оживленно обсуждал с Штраухманом какие-то хозяйственные вопросы, сказал: —Петр Аркадьевич, не губернаторское это дело! На это папá весело отозвался:

— Не губернаторское, а помещичье, значит важное и нужное».28

Однако причиной столь глубокого понимания земельных проблем, на наш взгляд, был не только факт обладания поместьями. В деятельности Столыпина прослеживается несомненное влияние его дяди, Дмитрия Аркадьевича Столыпина, исследователя, занимавшегося поиском путей совершенствования отечественного земледелия29. Он проделал серьезную научную работу, сравнив две системы землепользования – хуторскую и общинную; сравнив их по ряду экономических показателей, Д. А. Столыпин сделал вывод о несомненном преимуществе использования системы хуторов30. Надо признать, что Д. А. Столыпин высказал свою идею в конце 60 х гг. XIX в., и на тот момент эта идея была новой и оригинальной. Теоретическими выкладками он не ограничился: с конца 80х гг. и до самой своей смерти Дмитрий Аркадьевич занимался созданием хуторской системы на территории своих поместий. Результат не заставил себя ждать – производительность труда и доходы сразу выросли. Кроме того, именно Д. А. Столыпин горячо высказывался за заселение пустынных местностей Центральной Сибири, что решило бы проблему перенаселения центральной части России.31

Здесь же следует упомянуть, что Дмитрий Аркадьевич высказывался за реформу образовательной системы. Он написал ряд очерков, посвященных реформированию крестьянского образования; отдельно Дмитрий Аркадьевич делал акцент на необходимости доступности образования, распространения его во всех классах общества.

Из всего вышесказанного следует, что для П. а. Столыпина решение социально-экономических проблем не было безликим, «казенным вопросом», но было развитием, воплощением в жизнь «семейных дел», которые пытались разрешить другие члены рода Столыпиных.

Крестьянский вопрос

Говоря о земельной проблеме, следует затронуть также крестьянский вопрос, однако не с внутриполитической точки зрения, а с личностной. Из многочисленных эпизодов, приведенных как в воспоминаниях Марии Петровны, так и в письмах, можно сделать вывод о неприятии Столыпиным унижения низших сословий. В «Воспоминаниях» Мария Петровна среди прочих домочадцев упоминает Машуху, бывшую крепостную, до конца своей жизни (1897 г.) так и не понявшую, что она свободна и может уйти от своих хозяев; при этом Машуха твердо верила в то, что Столыпины обязаны ее содержать и заботиться о ней. И Столыпины эту обязанность выполняли: перед смертью Машуха рассказывает Марии Петровне (тогда еще Маше) о доброте ее родителей: «Счастливая вы, Мария Петровна, что у вас такие родители»32. Вспоминает Мария Петровна и «Аграфену, старушку из крепостных, прислу­живавшую моему отцу в его холостые, студенческие годы»33, и всякий раз Марию Петровну поражало то, как ее отец держался со своей бывшей крепостной - «просто и сердечно, как с равной». Такое же отношение Петр Аркадьевич прививал и своим детям: в семье Столыпиных было принято каждый год дарить крестьянам по новому теплому платью, которые Ольга Борисовна и ее дочери шили сами.

При этом следует сказать, что авторитет Столыпина среди крестьян был необычайно велик. Бунтующие губернии Столыпин усмирял без привлечения правительственных войск и до конца настаивал на том, что с бунтовщиками следует в первую очередь договариваться. М. П. Бок рассказывает, что у нее сохранилась фотография, где видно, что ее отец въезжает верхом в толпу, за минуту до того бушевавшую, но при первых его словах опустившуюся на колени.

Определенную роль в отношении Столыпина к крестьянскому вопросу сыграло также его пребывание на посту Ковенского уездного предводителя дворянства. В Ковно Столыпину приходилось лично иметь дело с необычайно разношерстным населением: русскими, поляками, литовцами, евреями. Там он научился обращаться и с теми, и с другими, утихомиривать ссоры. Крестьянство не было для Столыпина абстрактной массой; он видел в них людей со своими чаяниями и интересами. Вот почему Столыпин так говорил об одной из медалей среди прочих полученных за службу наград: «Это награда, которой я больше всего горжусь: я так счастлив, что мне удалось принять участье в одной из последних комиссий, работавших над раскрепощением кре­стьян, и этим внести свою лепту в одно из величайших и благодетельнейших дел нашей истории...»34. В конце XIX века наступило определенное разочарование: вместо помещиков крестьяне попали в полную зависимость от общины с ее круговой порукой, регламентированно­стью внутренней жизни, в целом не располагавшей к инициативе, уравнивающей всех в возможностях и правах — вне зависимости от способностей, трудолюбия и других личных свойств. Петр Аркадьевич, не раз бывавший за границей, где он имел возможность увидеть, как устроено хозяйство европейских крестьян, и хорошо знакомый с системой хуторов, имевшей применение в западной части Российской империи, осознавал все недостатки общинного строя.

Период с 1906 по 1911 годы был самым напряженным в жизни Столыпина; по словам Марии Петровны, каждый день на посту премьер-министра был наполнен тяжелейшей работой, которая нередко продолжалась часов до трех ночи. Прогулки, которые были необходимы при таком режиме, совершались под тщательным присмотром полиции, как и поездки для доклада государю. Елагин дворец, в котором семья жила летом, был окружен колючей проволокой. За период 1906-1907 г. было арестовано пять «летучих отрядов», готовивших покушение на Столыпина. В первые два года своего министерства Столыпин не навещал никого из частных лиц, кроме своей старшей сестры, предпочитая, когда появлялась возможность, проводить время с семьей. Несмотря на свою занятость, он по-прежнему проводил много времени с младшими детьми, а когда старшая дочь вышла замуж, находил время писать ей подробные и обстоятельные письма. В тоне, каким Столыпин пишет письма жене в 1910-11 годах, чувствуется некоторая усталость: «Очень устал, мучают весь день: сегодня Совет министров, и завтра опять…»35, «тягостны многолюдные обеды и завтраки»36. Дума, действовавшая наперекор правительству, охлаждение в отношениях с государем тяготили Столыпина. В этот трудный период семья стала единственным, что могло поддержать Столыпина; лето 1911 года, последнее лето его жизни, он впервые за долгое время провел в Колноберже, с родными.

Заключение

Природными чертами своей натуры, ее корнями Столыпин уходил в старую, дворянско-помещичью Россию, с ее традициями, идеями, образом мыслей. В нем выразилась и сила, и слабость этого исторического пласта русского общества. На формирование его взглядов оказали влияние семейные традиции и ближний круг общения, то есть то, что называется частной жизнью. Несмотря на то, что фигура Столыпина как политика резко отличалась от Столыпина-семьянина, в семье он проявлял те же качества: аккуратность, твердость в проведении своих решений, дисциплину. Семья во многом повлияла не только на формирование его принципов, но и на манеру проведения этих принципов в жизнь. Жена и дети много лет были для Столыпина главной поддержкой. Каким он был политиком - предмет споров, звучащих снова и снова, однако знакомство с его частной жизнью обнаруживает фигуру положительную, не оставляя место сомнениям.

Источники:

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953

П. А. Столыпин глазами современников. Под общей ред. П. А Пожемайло. М., 2008

  1. Изгоев А. С. П. А. Столыпин. Очерк жизни и деятельности. М.; 1912

  2. Лурье Я. С. Лев Толстой и Столыпин // Звезда. 1993. № 1.

  3. Рыбас С.Ю. Столыпин. М.;2012

  4. Катков С. Штрихи к портрету П. А. Столыпина. В кн.: Годы и люди. Вып. 6. Саратов, 1992.

  5. Башмаков А. А. Последний витязь П. А. Столыпин. Спб., 1911.

  6. Сидоровнин Г. П. А. Столыпин. Жизнь за Отечество. М.; 2007.

  7. С. Кисин. Петр Столыпин. Последний русский дворянин. Ростов, 2010.

  8. Дьяков И. Забытый исполин. М.; 1990

  9. Кабытов П. «Петр Столыпин: последний реформатор Российской империи». Самара, 2006.

1 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953.

2 Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

3 П. А. Столыпин глазами современников. Под общей ред. П. А Пожемайло. М., 2008

4 Изгоев А. С. П. А. Столыпин. Очерк жизни и деятельности. М.; 1912

5 Дьяков И. Забытый исполин. М.; 1990

6 Сидоровнин Г. П. А. Столыпин. Жизнь за Отечество. М.; 2007

7 С. Кисин. Петр Столыпин. Последний русский дворянин. Ростов, 2010.

8 Рыбас С.Ю. Столыпин. М.;2012

9 Кабытов П. «Петр Столыпин: последний реформатор Российской империи». Самара, 2006

10 Лурье Я. С. Лев Толстой и Столыпин // Звезда. 1993. № 1.

11 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 184

12П. А. Столыпин глазами современников. Под общей ред. П. А Пожемайло. М., 2008. Стр. 17

136 П. А. Столыпин глазами современников. Под общей ред. П. А Пожемайло. М., 2008. Стр. 17Стр. 23

14 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 23

15 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр 24

16 Письмо О. Б. Столыпиной. 20 августа 1911 г. Из кн.: Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

17 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 59

18 С. Кисин. Петр Столыпин. Последний русский дворянин. Ростов, 2010.

19Письмо О. Б. Столыпиной. 19 августа 1899 г. Из кн.: Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

20 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953 Стр.91

21Там же. Стр. 59

22 Письмо А. Ф. Мейендорфу. 17 марта 1906 г. Из кн.: Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

23 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 145

24 Письмо А. Ф. Мейендорфу. 15августа 1905 г. Из кн.: Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

25 Письмо О. Б. Столыпиной. 26 апреля 1906 г. Из кн.: Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

26 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 152

27 Там же. Стр. 54

28 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 144

29 Сидоровнин Г. П. А. Столыпин. Жизнь за Отечество. Стр. 130

30 Д. Столыпин .«К вопросу о крестьянском хозяйстве». В кн.: Сидоровнин Г. П. А. Столыпин. Жизнь за Отечество. Стр. 498

31 Там же. Стр. 135

32 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 32

33 Там же. Стр. 50

34 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. Нью-Йорк, Издательство им. Чехова, 1953. Стр. 34

35 Письмо О. Б. Столыпиной. 23 августа 1911 г. Из кн.: Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

36 Письмо О. Б. Столыпиной. 28 августа 1911 г. Из кн.: Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004

23

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]