Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
проблемы реституции=оглавление (1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
422.91 Кб
Скачать

§2 Односторонняя реституция

Реституция не всегда является двусторонней. Для некоторых видов недействительных сделок закон предусматривает одностороннюю реституцию, которая заключается в том, что лишь одна из сторон (невиновная) возвращается в первоначальное положение, получая исполненное обратно, а к другой стороне, действовавшей умышленно, применяется санкция конфискационного характера – все переданное ею (или то, что причиталось к передаче по сделке) взыскивается в доход Российской Федерации. Такие последствия предусмотрены для кабальных сделок, сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной (п. 2 ст. 179 ГК), а также для сделок, противных основам правопорядка или нравственности, при наличии умысла лишь у одной из сторон (ч. 3 ст. 169 ГК)1.

Правом на предъявление иска о признании сделки, совершенной под влиянием обмана, недействительной обладает только потерпевший, т.е. сторона сделки, в отношении которой был совершен обман. Правовым последствием совершения сделки, заключенной под влиянием обмана, выступает односторонняя реституция с применением конфискационных мер в отношении недобросовестной стороны. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб. Односторонняя реституция, конфискационные санкции, а также возмещение реального ущерба подлежат применению лишь в случаях, когда хотя бы одна из сторон начала исполнять сделку. Если к реальному исполнению сделки не приступила ни одна из ее сторон, то указанные меры не применяются.

В соответствии со ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием насилия (угрозы), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Как правило, основанием для вынесения решений о признании сделки недействительной по названной категории дел является только вступивший в законную силу приговор суда о признании лица, применившего насилие или угрозы, виновным в данных преступлениях. В иных же случаях суды отказывают в удовлетворении иска, указывая на недоказанность применения насилия или угроз. Последствием признания недействительной сделки, совершенной под влиянием насилия или угроз, является односторонняя реституция с применением конфискационных санкций к стороне, применявшей насилие или угрозы для заключения сделки. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.

О.С. Иоффе указывает ряд признаков сделок, заключенных под влиянием злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной:

  1. волеизъявление представителя противоречит воле представляемого;

  2. об этом противоречии известно контрагенту, заключающему с представляемым сделку через представителя;

  3. представитель и контрагент заключают соглашение, преследующее цель достижения их собственных интересов за счет интересов представляемого1.

Правовым последствием признания сделки недействительной по указанному основанию выступает односторонняя реституция, также потерпевшему возмещаются другой стороной причиненный ему реальный ущерб и иные убытки.

Состав кабальной сделки предусматривает присутствие тяжелого положения субъекта сделки, как следствие – объективно невыгодные для него условия заключенной сделки и понимание этой невыгодности сторонами, использование этого обстоятельства контрагентом и вынужденное согласие на это другой стороны.

Существование положения ст. 179 ГК РФ о недействительности кабальных сделок вызвано необходимостью учета наряду с такими основополагающими принципами договорного права, как принцип обязательности договора и принцип свободы договора, также другого важного принципа – принципа справедливости. Однако взаимодействие указанных принципов возможно также и в результате предоставления сторонам сделки возможности устранения крайне невыгодных условий сделки для одной из сторон в качестве альтернативы признания сделки недействительной. В результате принцип справедливости будет соблюдаться наряду с принципом обязательности договора.

В настоящий момент российское законодательство не предусматривает возможности устранения порока кабальных сделок с целью восстановления законных интересов потерпевшей стороны и сохранения сделки в силе. Однако потерпевшая сторона может быть заинтересована только в устранении крайне невыгодных (кабальных) условий договора, и сделка, приведенная в соответствие с разумными коммерческими стандартами делового оборота, может вполне отвечать ее интересам. Поэтому необходимо предложить потерпевшей стороне альтернативный признанию сделки недействительной способ защиты ее прав и законных интересов.

Соответственно необходимо внести дополнение в правовое регулирование недействительности кабальных сделок и предоставить их сторонам в качестве альтернативы признания сделок недействительными возможность устранить порок данных сделок посредством приведения их в соответствие с разумными коммерческими стандартами делового оборота и требованиями добросовестности, т.е. устранить крайне невыгодные условия договора для потерпевшей стороны. Принятие указанного предложения позволит восстановить права и интересы потерпевшей стороны и при этом сохранить сделку в силе, в результате будет достигнуто равновесие между принципом обязательности договора и принципом справедливости.

Последствием признания сделки кабальной, как и во всех случаях, предусмотренных ст. 179 ГК РФ, является односторонняя реституция. Основанием применения конфискационных мер к одной из сторон сделки как раз и является то обстоятельство, что она умышленно воспользовалась стечением тяжелых обстоятельств у другой стороны1.

Таким образом, для характеристики односторонней реституции полезно разложить процесс ее применения на две части:

  1. проведение между сторонами недействительной сделки двусторонней реституции, в результате чего защищается нарушенное право;

  2. взыскание в доход государства того, что должно было быть или было передано виновной стороной другой стороне.

Отсюда видно, что в односторонней реституции имеется элемент ответственности, но, несмотря на это, она является, прежде всего, мерой защиты нарушенных прав.