
- •Содержание
- •Раздел 1. Теоретические и методологические проблемы экстремизма в молодежной среде
- •Раздел 2. Экстремизм в мировой политике, международное сотрудничество в противодействии экстремизму, оценка и использование зарубежного опыта в противодействие экстремизму.
- •Раздел 1. Теоретические и методологические проблемы экстремизма в молодежной среде Технологии формирования общероссийских ценностей в условиях мультикультурного общества
- •Библиография:
- •Асоциальные неформальные объединения молодежи — один из источников политического и этнического экстремизма
- •Неформальные объединения молодёжи асоциальной направленности- это Противостоящие обществу и представляющие для него опасность социальные группы с криминальной ориентацией.
- •Библиография:
- •Бабинцев в. П., Заливанский б. В., Самохвалова е. В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления2011, т. 20, № 1. С. 74–87.
- •Камю а. Бунтующий человек. M., 1990. С. 120. Русский национализм. Причины национального экстремизма
- •Этнополитический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности принимаемых мер противодействия
- •Молодежная политика Ульяновской области в контексте борьбы с молодежным экстремизмом
- •Библиография:
- •Роль интернета и социальных сетей в распространении молодёжного экстремизма.
- •Библиография:
- •Религиозный экстремизм как угроза российскому обществу.
- •Библиография:
- •Библиография:
- •Экстремизм в молодёжной среде: теракт на острове Утойя.
- •Библиография:
- •Национальная политика кнр в отношении малочисленных народов
- •Расизм как одна из глобальных проблем современности.
- •Библиография:
- •Библиография:
- •«Американизация» России
- •Библиография:
- •Молодежный экстремизм в России.
Библиография:
1.http://www.nationalism.org/vvv/skinheads.htm – Виктория Ванюшкина «Бритоголовые»
2.http://www.bahai.ru/news/old2001/racism.shtml – Заявление Международного Сообщества Бахаи на Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Дурбан, 31 августа – 7 сентября 2001г.)
3.http://www.lichr.ee/rus/statyi/9nov.htm – Лариса Семенова «Молчание убивает»
4.http://www.un.org/russian/documen/convents/raceconv.htm – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
5.http://ofabyss.narod.ru/art34.html – David Myatt «Почему расизм прав?»
6.http://www.ovsem.com/user/rasnz/ – Морис Олендер «Расизм, национализм»
7.http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Archive/2000_245_life_text_astahova2.html – Алла Астахова «Обыкновенный расизм»
8.http:// www.1917.com/Actions/AntiF/987960880.html – Расизм в США
9.http://www.un.org/russian/conferen/racism/indigenous.htm – Расизм и коренные народы
Экстремизм в скандинавских странах.
Щукарева М.Г.
В век глобализации, интеграции и мультикультурализма проблема экстремизма, к сожалению, не исчезла. И , как ни странно, широкое освещение этот вопрос получает в одних из самых развитых и благополучных стран мира, получивших звание наиболее политкорректных и толерантных – в странах Скандинавии. И мы рассмотрим
проблему экстремизма прежде всего на примере Швеции и Норвегии.
Начнем с определения. Экстреми́зм — приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).[1] Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.
Швецию всегда ставят в пример другим, когда речь заходит о толерантности. Положение иммигрантов в этой скандинавской стране действительно очень надежно и прописано в законодательстве. Но в последнее время ситуация резко изменилась не в лучшую сторону.
Не проходит и дня, чтобы в одной из шведских газет не была так или иначе затронута проблема экстремизма. То политики предлагают очередной проект, ущемляющий права иммигрантов, то сами выходцы из других стран ведут себя некорректно. А месяц назад Интернет буквально взорвало сообщение о том, что в городе Мальме на юге Швеции идет ожесточенная борьба между мусульманами и евреями. И многолетняя шведская традиция уважительного отношения к представителям различных национальностей здесь оказалась бессильна.
Всего из 9 миллионов населения Швеции 1,4 миллиона составляют иммигранты. Мальме, который в обиходе иногда называют "мусульманским гетто", - один из самых проблемных городов Швеции. Одну треть населения города составляют люди, рожденные в других государствах. Причем больше всего среди них выходцев из мусульманских стран. Именно с этим многие шведы связывают повышенный уровень преступности в городе, постоянные разборки между инородцами и нередкие случаи преступлений, в том числе и убийств на национальной почве. Впрочем, руководство города старательно обходит стороной острые вопросы. Так, в недавнем интервью американскому телевидению мэр Мальме Илмар Реепалу назвал высокие показатели иммиграции в город положительным обстоятельством: "Шведам нужно, чтобы было много иммигрантов, иначе мы не сможем содержать нашу систему соцобеспечения на достаточно высоком уровне. Как и во многих странах Европы, у нас слишком мало людей. И в ближайшие 20 лет ожидается недостаток в рабочей силе, поэтому нам необходимо больше людей"[2] , - сказал Реепалу. Вместе с тем, мэр не раз рассказывал о работе, которая ведется вместе с иммигрантами, для того чтобы снизить уровень экстремистской угрозы. Правительство ведет работу вместе с исламским центром в Швеции. Совместно разрабатываются программы интеграции иммигрантов.
Тем не менее, за последние 10 лет экстремистские настроения в Швеции заметно укрепились. Раньше представители крайне правых политических взглядов могли привлечь к себе внимание только скандальными акциями. Но на последних парламентских выборах партия "Шведские демократы", которая высказывается за ограничение неевропейской миграции в страну, получила 5,7 процента голосов и соответственно 20 мест в парламенте.
Но особенно активно угроза исламизации стала обсуждаться после взрыва в центре Стокгольма, организованного мусульманином Таймуром Абдульвахабом 11 декабря 2010 года. Аналитики шведской полиции безопасности СЭПО по заданию правительства уже трижды составляли доклады об исламистских экстремистах. В одном из них СЭПО приводит список 200 потенциально опасных мусульман.[3]
Что касается Норвегии. Несмотря на активную работу профсоюзов и правозащитных организаций, иммигранты подвергаются дискриминации при приеме на работу, их зарплата в среднем на 23% меньше, чем у коренного населения. Даже на вершине социальной пирамиды ощущается неравенство: процент иностранцев среди топ-менеджеров норвежских представительств иностранных компаний значительно уступает среднеевропейским показателям. Справедливости ради отметим, что большинство жителей благожелательно относятся к мигрантам . Популярным стал лозунг "Мы все – иммигранты", напоминающий малосведущим о недалеких временах, когда многие норвежцы были вынуждены покинуть родную страну в поисках лучшей жизни.
В настоящее время в стране развиваются дискуссии по поводу усиления националистических настроений среди разных слоев населения. В Норвегии нет запрета на деятельность экстремистских организаций, хотя нет и политических партий, открыто пропагандирующих насилие и расизм. Популистскую "Партию прогресса" нельзя считать чисто националистической партией, хотя многие часто сравнивают ее лидера, Карла И. Хагена, с Ле Пеном и Й. Хайдером. Хаген более осторожен, никогда не высказывает расистских взглядов и претендует на буржуазную респектабельность, отмежевываясь от экстремистов. Его партия быстро набирает силу и пользуется популярностью примерно у 25% населения. Недавно Хаген резко высказался по поводу ислама, сравнив эту религию с фашизмом. Активность расистов и экстремистов особенно видна в Интернете. Антирасистский центр Норвегии следит за распространением расистских материалов в Интернете. Согласно его данным, число правоэкстремистских веб-сайтов увеличилось с 2012 с 39 до 50. Очевидно, что радикалы считают Интернет важным инструментом для пропаганды и вербовки, очень велика активность расистов в Интернет-чатах, форумах и конференциях. Норвежская полиция, призванная бороться с экстремизмом, вяло реагирует на подобные факты. Как отмечал Антирасистский центр, в отчетах полиции за последние три года ни разу не встретилось слово "расизм". Полиция планировала также установить экстренную обратную связь для информации о расистских веб-сайтах. Однако до настоящего времени специального телефона так и не выделено.
26 января 2001 года в Норвегии произошло событие, которое стало водоразделом для страны. В тот день произошло первое в истории Норвегии убийство на расовой почве: в Осло пятеро норвежских неонацистов убили темнокожего подростка Бенджамена Хермансена, отцом которого был выходец из Ганы, а матерью – норвежка. Бенджамен был случайно выбран убийцами, вышедшими на охоту в поисках подходящей жертвы. Его несколько раз ударили ножом в грудь и живот. По черной иронии судьбы Бенджамен Хермансен ранее оказался в центре общественного внимания в своем районе проживания после активных выступлений против расизма в Норвегии.[4] Король Харальд и наследный принц Хокон, заявив, что потрясены этим инцидентом, призвали своих соотечественников к проведению кампании общественного протеста против расизма. Тогдашний премьер-министр страны Йенс Столтенберг выступил с заявлением, осуждающим убийство и предупреждающим об угрозе, которую представляют для норвежского общества расизм и нетерпимость. На следующий день около 30 тысяч жителей Осло прошли с зажженными факелами в марше протеста, равного которому норвежская столица в современной истории еще не знала. Члены королевской семьи и премьер-министр страны присоединили свои голоса ко всеобщему хору протестов. Жители города выразили, таким образом, свое возмущение убийством молодого норвежца африканского происхождения. "Нож убийцы отнял жизнь Бенджамина, но он сделал и другое: ударил по нашим базовым ценностям"[5], - сказал Столтенберг, обращаясь к участникам демонстрации. Аналогичные манифестации прошли почти в каждом крупном городе Норвегии. День убийства Хермансена стал ежегодно отмечаться в Норвегии, его именем назван фонд, который ведет активную борьбу против ксенофобии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что несмотря на глобализационную политику, которую проводит правительство стран Скандинавии, и попытки избежать напряжения в мультикультурном пространстве, проблема ксенофобии и экстремизма остро стоит в современном обществе. И могут быть использованы следующие методы борьбы и предупреждения нетерпимости, а именно:
Привлечение особого внимания к так называемому виртуальному экстремизму. На данный момент Интернет является основным «разносчиком» информации экстремистского и ксенофобского характера, а информацию об активистах подобных движений и самих движений можно увидеть практически любому человеку- пользователю всемирной паутины. Стоит предотвращать распространение подобных сведений.
Ужесточнение уголовной ответственности за преступления экстремистского характера. Только лишь после вышеперечисленных событий правительства Швеции и Норвегии начинает бороться с ксенофобией, имея и законодательную основу.
Развитие культуры толерантности среди молодых семей коренного населения и семей мигрантов. Многие молодые экстремисты черпают свое радикальное представление о мире из своих семей. Таким образом, следует прививать родителям и детям уважение и терпимость не только друг к другу, но также и к другим народам и расам.
74 года назад равнодушие и нежелание признавать проблемы национализма привели к самой кровопролитной и жестокой войне в истории и нельзя забывать этот страшный урок и позволить подобному повториться. Стоит вспомнить норвежский лозунг : « Мы все – иммигранты», а это значит, что все мы равны друг перед другом. Не забывайте об этом.