Предметы быта
Находки бытового плана не отличались разнообразием и состояли в основном из разнотипных пряжек и пуговиц. Низкий показатель функционального разнообразия группы объясняется вывозом большинства предметов на берег. Известно, что морские команды размещались на северо-западном побережье о.Хортицы в балках Музычиной, Громушиной и Каракайке. Морской инструмент, напротив, целостным набором сохранился на борту. Он характеризуется широкой специализацией предметов, объединенных функционально.
На поверхность поднято три целые пуговицы и несколько фрагментов. Сохранившиеся экземпляры отличаются. Первая изготовлена из серебра и имеет диаметр 10 мм. Лицевая сторона полусферическая, тыльная плоская, с несколько большим диаметром, ушко литое (табл.1. 12). Аналогичные пуговицы были найдены в 1998-99 годах при раскопках штаб-квартиры 1739 года. Сама штаб-квартира находилась как раз над местом будущего проведения работ (4, с.19-20). Близкие образцы отмечены и на территории Командорского лагеря Витуса Беринга. По мнению авторов, пуговицы могли иметь принадлежность к офицерскому составу армии (5, с.61).
Второй экземпляр – бронзовая пуговица диаметром 14 мм. Плоское основание паяно к полусферической лицевой стороне, в последствии сильно измятой (табл.1. 13).
Наконец, третья пуговица линзовидной формы и также бронзовая, диаметр – 23 мм. Это самый распространенный тип пуговиц, повсеместно встречающийся на хортицких объектах 1735-1740 гг (табл.1. 14). Именно эти пуговицы преобладали и на о-ве Беринга (5, с.60). Нет сомнений, что третий тип связан с обмундированием рядового состава.
Пряжки разнообразны и укладываются в несколько типов: Тип А (2 экз.). Подквадратной формы, железные, одна сторона с насажанной поверх трубкой, противоположная с язычком. Размер варьируется (табл.1. 7). На одной из пряжек сохранился фрагмент прямоугольной кожаной петли (табл.1. 1); Тип Б. (4 экз.). Трапециевидных очертаний, также железные. Сторона крепления язычка, как правило, более узкая. Пряжки второго типа не имеют трубки, ее роль отводилась стержню, вклепанному в саму пряжку и замыкающему ее с одной стороны. Во всех случаях, острие язычка направлено к стержню (табл.1. 7). Два образца сохранили кожаные петли со следами прошивов (табл.1. 2, 3). В отличие от уже упомянутой, они имели ромбовидный обрез со стороны ремня; Тип В. Большая бронзовая пряжка от перевязи Ф-образной формы 80х77 мм. На центральном осевом стержне укреплено сразу два коротких язычка и жестяная пластина с подогнутыми углами. С внешней стороны к пластине приклепан крюк. Подобные пряжки встречались и ранее (табл.1. 4).
Предметов из кожи два. Это чехольчик, выполненный из свернутой кожаной выкройки, концы которой прошиты кожаным ремешком, и маленький меховой мешочек. К сожалению, пока назначение обоих предметов не совсем ясно (табл.1. 15, 16).
Уже после подъема корпуса на поверхность, между обшивочных досок удалось извлечь фрагмент шерстяной вязки. Определить, к какому предмету одежды он относился, пока не удается.
Посуда на борту почти не представлена. Найдено всего несколько фрагментов тонкостенного горшка и осколки бутыли. Единственным предметом, имеющим отношение к посуде, может быть корабельный котел, находившийся на своем месте у кормовой каюты. Несмотря на плохую сохранность, находка представляет большой интерес. Котел склепан из пластин, разделенных на три пояса:
днище, состоящее из одной круглой пластины;
боковые узкие полосы, склепанные по вертикальным швам;
боковые горизонтальные полосы в районе плечика.
Котел имеет венчик, слегка отогнутый наружу. В районе венчика приклепаны две петли, удерживающие коромысло (найдена только его половина). На Хортице подобные котлы не являются редкостью. Их фрагменты отмечены и на некоторых сухопутных объектах.
Среди находок бытового комплекса привлекает внимание навесной замок хорошей сохранности. Механизм полуцилиндрический, крепится к дужке с помощью заклепки, защелка входит в узкий паз меж двух пластин, выступающих с плоской стороны механизма. На дужке врезаны шесть декоративных насечек (табл.1. 9). Ключ к замку не найден.
Еще одна интересная находка – два фрагмента курительных трубок, известных под названием люлек. Оба фрагмента были найдены внутри судна, причем один из них внутри бухты судового каната. В данном случае вариант случайного попадания этих предметов внутрь полностью исключен. Фрагменты принадлежат разным трубкам, тесто серое, плотное, мелкозернистое с однородным качественным обжигом. Находка люлек сама по себе не доказывает их принадлежности к запорожцам, однако, позволяет предполагать их присутствие в экипаже.
Судовой инструмент
Представлен группой предметов, отличающихся своим разнообразием и специализацией. Бесспорно, все они относятся к единому комплексу судовых орудий. Это два багра, аналогичных по конструкции, но выполненных зеркально. Наконечники изготовлены из грубых кованых пластин, края которых с одной стороны рассечены и образуют рабочую часть, а с другой загнуты и формируют втулку. В каждой втулке прорезаны по два отверстия для гвоздей. Длина багров – 330 мм.
Внутри судна найдено три драйка (по мнению В.Нефедова это орудие скорее является пальником-протравником). Драйки мало отличаются между собой, они изготовлены из стального прута, сплющенного с одного конца и заостренного с другого (табл.1. 6). Сплюснутый конец всегда имеет отверстие, заостренный или слегка загнут или же изгиб имеет все веретено. Сечение орудий округлое, слегка граненое. Длина от 180 до 250 мм. Находки драйков в акватории Днепра у Хортицы не единичны.
Обнаружена и неизменная спутница драйка – свайка. Инструмент классической формы, кованый, длиной 273 мм, с характерной погибью веретена. Сечение слегка граненое, округлое (табл.1. 18).
Еще одна примечательная находка сделана спустя семь месяцев после подъема судна, это конопатка (табл.1. 19). Она оказалась завалившейся между обшивками в районе кормовой каюты. Орудие долотовидной формы с плоским подостренным рабочим концом и обушком с противоположной стороны. Обушок забит. В средней части имеется клеймо в виде якоря. Длина – 190 мм.
Скрябка сапковидной формы с втулкой, имеющей сквозное крепежное отверстие и плоской, загнутой под прямым углом к рукояти, рабочей плоскостью. Длина орудия – 175 мм, диаметр втулки – 40 мм.
Довольно неожиданной находкой была железная кирка. К сожалению, древко не сохранилось. Длина металлической части составила 430 мм. Состояние этого и других предметов хорошее (табл.1. 20).
Еще один предмет - стамеска с желобообразным рабочим концом и круглой втулкой. Длина - 270 мм. На орудии, как и на конопатке, выбито клеймо в виде якоря (табл.1. 17).
Единственным орудием, найденным вне корпуса и вызывающим некоторые сомнения по поводу его принадлежности к группе, было тесло, насажанное на обломок деревянной рукояти. Находка сделана в 2000-м году на месте подъема, до этого она находилась как раз под корпусом лодки. Аналогично большинству инструментов, работа достаточно грубая. Пластина металла с одной стороны согнута во втулку и имеет крепежные отверстия. Рабочая часть плоская, слегка расширяющаяся у кромки и сильно забитая в процессе работы.
