Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты по ПК.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.31 Mб
Скачать

24. Повесть и сказание как жанры древнерусской литературы.

Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность ее развития неоспоримо свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями. Письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в междукняжеских и международных отношениях, в юридической практике. Появление письменности стимулировало деятельность переводчиков и переписчиков, а главное – создало возможности для появления оригинальной литературы, как обслуживающей нужды и потребности церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи). Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

25. Основы иконографии православной церкви. Описание одной из икон (по выбору)

Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело — его жизнь сопровождает священный образ, икона. Образ появился в христианском искусстве изначально, но формирование иконы шло вместе со становлением литургии и догматики. Не случайно догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе (в 787 г.), венчавшем великую эпоху Вселенских соборов, и утвержден в 843 г. победой иконопочитания. И с тех пор отмечается праздник Торжества Православия, потому что икона стала утверждением самого принципа ортодоксии. Православная Церковь видит в иконе не только один из видов церковного искусства, пусть даже основной, но зримое выражение православной веры. Слово «икона» — значит образ, изображение, портрет. И это относится прежде всего к образу Иисуса Христа: это первая икона, единственный образ Бога.

Икона – образ вечности, поэтому в ней всё иное, иное пространство и время. Логика мира земного не распространяется на икону, пространственные алогизмы и обратная перспектива подчеркивают это. Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в которой нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приёма условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе с которой строится реалистическая картина. Единственной точкой пересечения линий иконы – геометрических и смысловых – может быть та, в которой находится молящийся: пространство иконы как бы раскрывается вокруг него, вовлекая его внутрь иконного мира, поэтому и все предметы кажутся развернутыми, они видны с трёх, а то и с четырёх сторон.В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Икона изображает свет и не изображает тьму, тела не отбрасывают тени, в ней нет ночи, а вечно длится день. В традиционной иконе не возможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещённой, а противоположная - остаётся в тени, ибо божественный (нетварный) свет освещает всё. Святые изображаются на иконе также с точки зрения вечности. Небожители лишены недостатков душевных и телесных, они одухотворены. Но это движение от материи к духу никогда не приводило к исчезновению телесного начала в иконе, к абстракции, в которой символы и знаки обходятся без антропоморфных форм. Это означало бы выход за пределы христологии, развоплощение. Православная икона стоит на фундаменте веры в Боговоплощение, которое не только не отрицает плоть, но освящает её и придаёт ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями – культом тела и отвержением его – в освящении и преображении плоти.

Изображение страданий, болезней может встречаться лишь на клеймах, рассказывающих о житии того или иного святого, да и то в очень условном виде, без какого бы то ни было натурализма. Икона являет не лицо земного человека, а лик небожителя. Иконография не игнорирует индивидуальные особенности и внешние отличительные признаки святого (пол, возраст, прическа, форма бороды, головной убор и т.д.) Но святой предстаёт преображённым, отрешённым от земных страстей, он уже принадлежит иному миру и от туда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов. Каждая эпоха ищет свой ключ к тайнам веры, даже отдельные страны и регионы вырабатывали свою школу, стиль, свой подход в раскрытии образа, но всё искусство православного Востока зиждется на едином каноне. Канон – это не жесткие рамки, ограничивающие творческие возможности художника, это стержень, это ёмкий, обретённый Церковью художественный язык, это грамматика иконы. Иконография также канонична, но и это не исключает свободы творчества. Великие иконописцы писали иконы и как возвышенную поэму, и как богословский трактат, и как пламенную проповедь. В иконописи многое зависит не только от художественного таланта иконописца, но и от его духовного состояния. Иконография основных образов сложилась уже к концу иконоборческого периода. Иконы Спасителя, Богородицы, Ангелов и святых, образы праздников принципиально с этого времени уже не менялись.