Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Детская-2012.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
148.48 Кб
Скачать

Большой лошадиный секрет

Где “тест на лошадку” пройден вдоль и поперек, так это в повести Аси Кравченко “Здравствуй, лошадь!” (ОГИ, 2008).

Маленький рыжий Кабачок мечтает воспитать себе всадника. О воспитании хозяев и взаимном уважении, любви и дружбе людей, собак и кошек мы читали, например, у Даниэля Пеннака. В его повести “Собака Пес” это было главной темой, здесь - одной из, которая по ходу развития событий трансформируется в родственную (одну из самых частых в современной детской литературе): умение видеть другого.

Кабачок, как положено ребенку, любопытен, игрив, он повсюду: то на лугу, то в музее, то готовится к скачкам, то позирует художнику (который, кстати, не умеет рисовать лошадь), то ночью идет к источнику загадывать желание, то убегает из дома. Он самоуверенный, добрый, успевает опекать двух котят (а они - его) и с другими лошадьми организует общество защиты двуногих, где лошади “относятся к людям терпимо и прощают им их многочисленные недостатки”.

Повесть Аси Кравченко хороша и для восьми-девятилетних, и для взрослых, и пятилетнему ребенку понравится, хотя кое-что он там пока упустит, но это не помешает ему читать книгу, где каждая глава - приключение. В этом целостном мире юмор искренен, игра непосредственна, усталость неподдельна и даже сатира органична - все это неотъемлемые части истории Кабачка и его друзей.

Пока лошадки из конюшни, где живет Кабачок, растили крылья, собирались летать с крыши и писали стихи, у Артура Гиваргизова вышел новый сборник стихов “Как-то я летел с рябины” (ИД Мещерякова, 2011). Тоже о полетах, потому что ни поэтам, ни детям иначе нельзя, а если можно, то одни уже не поэты, а вторые уже не дети.

Стихи Гиваргизова по большей части не для малышей - для школьников, мир которых, по выражению Яснова, уже “крепко раздвинулся”. Гиваргизов ироничен и ехиден, свободно обращается с ритмом и размером, его стихи и проза - это и умное, и смешное[7], но не смеятельно-щекотательное. Он пишет абсурдно, иронично, смешно, парадоксально, но и всерьез тоже; важно, что ему “проговариваться” не надо - это не “прикольное философствование” и даже не любомудрствование, хотя вечных, философских, общечеловеческих и просто трудных для разговора с детьми тем тут хватает:

Дракон объяснял пятнадцатый раз

(Никогда не кричал на ребенка):

- Если видишь, написано “газ”,

“бензин”, то это колонка

для заправки автомашин.

А ты выдыхаешь пламя!

На этих колонках вообще не дыши!

Понял? Махни головами.

(Сын дракона поерзал на стуле...)

- Не ерзай, сломаешь стул!

(...и кивнул двумя головами.

Но одной головой не кивнул).

Кроме драконов, милиционеров, генералов (которым посвящен отдельный сборник стихов), привычных школьников и непривычных учителей, о которых Гиваргизов говорит вовсе без пиетета, есть у него, например, стихотворная история о ежике - нарушителе границы, до смерти перепуганном стрельбой пограничников. А еще в его стихах есть смешное и необходимое в детской поэзии счастье - здесь это счастье быть человеком и уметь говорить и по-своему, и по-всякому-по-разному, на разные голоса.