
Заключение
Постепенно феодальное землевладение: княжое, монастырское, боярско-дружинное - широко распространяется по всей территории русской земли. Оно вытесняет и подчиняет себе общинное землевладение. Князья, бояре-дружинники, монастыри захватывают земли и угодья общинников, подчиняют последних себе и закабаляют их, превращая в зависимый, феодально-эксплуатируемый люд, в рабочую силу своих вотчин.
Чем больше росла и укреплялась феодальная земельная собственность, чем больше развивалось вотчинное хозяйство князей и бояр, тем большее значение приобретали слуги-управители. Князь постоянно окружен ими, он советуется с ними, делится с ними частью своих доходов (даней, вир, военной добычи). Выполняя определенные поручения князя, эти "княжие мужи" кормятся за счет населения.
Огнищане и тиуны, ведавшие княжеской вотчиной, приобретают все большее и большее значение в политической жизни княжества и становятся правой рукой князя по управлению его вотчиной.
Основную же массу населения древней Руси составлял сельский люд. Челядь, люди - всякого рода зависимый люд. Это рабы, приобретаемые в результате захвата в плен ("полона"), в процессе войн, и соплеменники, которые по причине той же войны или неурожая попадают в зависимость, распространяется ростовщичество. В это же время наблюдается быстрый рост населения, который приводит к разложению сельских общин. Со временем, с развитием частной собственности и общественного права население становится весьма разнообразно по степени и роду зависимости: смерды, закупы, рядовичи, изгои.
Бурный рост населения, рост посевных площадей, строительство новых поселений, низкие цены на землю, дороговизна рабочей силы повлекло за собой развитие помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества.
Несовершенство сельскохозяйственных орудий, взимаемая дань, неурожаи приводили к разорению рядовых общинников. Таким образом формировалось зависимое население Древней Руси.
О многоукладности древнерусского общества писал в свое время С.В.Юшков, который находил на Руси X в. три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный (С.В.Юшков. К вопросу о дофеодальном («варварском») государстве. «Вопросы истории», 1946, № 7; Его же. К вопросу о дофеодальном «варварском» государстве. «УЗ Всесоюзн. Ин-та юридических наук», вып. X. М., 1947). Сравнительно недавно Я.Н.Щапов вернулся к проблеме социально-экономических укладов на руси XI - первой половины XII в. Автор насчитал «семь типов социально-экономических укладов: 1); мелкое натуральное сельское производство доклассового типа; 2) сельское производство, эксплуатируемое государством (князем) в форме даней; 3) сельское производство, эксплуатируемое отдельным феодалом (монастырем, кафедрой) в той же форме даней; 4) сельскохозяйственное производство сидящего на земле холопа (серва, средневекового раба), эксплуатируемое отдельным феодалом; 5) мелкое общинное ремесленное производство доклассового типа; 6) ремесленное производство средневекового рабовладельческого (вотчинного) типа; 7) городское «свободное» ремесленное производство» (Я.Н.Щапов. О социально-экономических укладах в Древней Руси XI - первой половины XII в.).
Феодальный укалад еще слаб, но его можно считать ведущим, поскольку ему принадлежало будущее. Актуальные проблемы истории России эпохи феодализма.
Таким образом, в Древней Руси и рабовладельческий уклад, и феодальный решительно проигрывали по сравнению с общинным укладом, и частное хозяйство XI - XII вв., будучи скромным по размерам, напоминало островки, затерявшиеся среди свободного крестьянского хозяйства, господствовавшего в экономике той поры.