
Живопись римских катакомб
Современная археологическая критика доказала, что древнейшие христианские памятники изобразительного искусства восходят к первым векам христианства. Образцы изображений найдены в катакомбах. Что священные изображения на первых порах были весьма немногочисленны, это ясно из того, что, несмотря на блестящие успехи современной христианской археологии, доселе найдено их не особенно много. Иначе, впрочем, не могло и быть. Условия жизни, среди которых поставлены были первые христиане, располагали скорее к скудости, чем к изобилию в этом смысле. С какой бы стороны мы ни посмотрели на эти условия, повсюду увидим, что христиане должны были остерегаться обильного распространения священных изображений. К этой осторожности прежде всего побуждал состав самой христианской общины. Для христиан из язычников, а отчасти и для иудеев, священное изображение могло послужить предметом соблазна: язычник с понятием об изображении привык соединять понятие об идоле, а потому христиане, желая совершенно отклонить язычников от их прежних заблуждений и показать им высоту христианского учения, опирающегося на идею духовности. Но всего важнее в этом случае было то, что в первоначальную эпоху христианства недоставало самых существенных условий для быстрого развития художества, именно: представлялась большая трудность сразу определить во всех подробностях идею христианства и отыскать для нее соответствующие художественные формы.
Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Потолки и стены в них были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени, сюжетами Ветхого и Нового Завета, различными символами. Основным принципом этого искусства является образное выражение учения Церкви через изображение конкретных событий Священной Истории.
Очень интересно отметить отношение между языческими и христианскими циклами и их взаимное влияние: иногда сами художники, приглашённые расписывать гипогеи, не были верующими, и, кроме того, опасность открытой христианской исповеди и само отсутствие христианской изобразительной традиции побуждали постепенно создавать некий «язык для посвященных», понимаемый маленьким кругом христиан. Для создания нового языка выбираются знаки, исторические сцены или даже мифологические образы.
В первую очередь символика употреблялась как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении.
Здесь мы можем увидеть ранние христианские символы изображения Христа: агнец представляет собой ветхозаветный прообраз Его крестной жертвы. В катакомбах часто изображены монограммы Альфа и Омега - с обеих сторон Христа (Аз есмь Альфа и Омега). Часто встречается изображение Христа в виде Доброго Пастыря. Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III -IV векам. Данное символическое изображение Иисуса возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце (Мф. 18,12-14; Лк.15,3-7; Ин.10,1-16) Агнец на плечах Доброго Пастыря - символ божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике. Часто встречаются и другие символистические христианские изображения, взятые из Библии: голубь - символ Святого Духа, такое значение присвоено Ему в евангельском рассказе о Крещении Иисуса Христа. Иногда голубь служит символом невинной христианской души.
Также можно увидеть изображение праотца Ноя и голубя с оливковой ветвью (фреска в ранних христианских катакомбах II -IV века). Голубь, изображённый с веткою в клюве, является символом мира. Якорь - символ христианской надежды: это один из наиболее распространённых древнехристианских символов. Указание на него находим прежде всего в Послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю.
Особое место в молитвенном контексте занимают изображения христианских таинств, прежде всего Евхаристии, представленной в катакомбах рыбой, несущей на спине корзину с хлебами и кувшином красного вина.
«Символично и изображение Орфея. Языческий Орфей в описании Филострата является молодым человеком с едва заметною бородою, с тиарою на голове, с острым и проницательным взглядом. Он окружён деревьями, птицами и животными, которые слушают его игру, а эта игра была настолько совершенна, что могла привлекать милость богов, укрощать ярость морских волн и диких зверей, заставлять деревья покидать свои места и следовать за ним» [2, с. 123]. Как Орфей своею лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей.
Оранта - один из наиболее часто встречающихся изображений в катакомбах: первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, В конце III -- IV веков в виде Орант (т.е. молящихся) изображали погребённых в катакомбах.
«Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», пожалуй, первое изображение Девы Марии. Эта фреска носит античный характер.
В римских катакомбах часто встречаются сцены из Ветхого Завета. Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения, вместе с их детьми. Появление данного изображения в ранней христианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама, искупившего Своей смертью Первородный грех.
Ещё один распространённый сюжет - три отрока в печи огненной. Появление таких изображений относят к IV веку, что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для христиан символично). [3, с. 48-49]