- •Глава 6. Акустика залов
- •6.1. Реверберация звука. Время реверберации
- •6.1.1. Измерение времени реверберации
- •6.1.2. Оптимальное время реверберации
- •6.2. Структура звуковых отражений
- •6.3. Оценка акустического качества залов
- •6.3.1. Помещения для речевых программ
- •6.3.2. Музыкальные залы
- •6.4. Мешающие акустические факторы. Возможные способы их устранения
- •6.4.1. Фокусировка звука и эхо
- •6.4.2. Искажение тембра и нарушение локализации источника звука
- •Мешающие шумы и несовершенное исполнение
- •Рекомендуемая литература
6.2. Структура звуковых отражений
Уже отмечалось, что время реверберации является общей акустической характеристикой зала. В то же время хорошо известно, что акустические условия в различных зонах зала могут быть далеко не одинаковыми.
Довольно часто залы с одним и тем же временем реверберации имеют совершенно различную акустическую репутацию. Это в первую очередь связано с тем, что начальный участок реверберационного процесса различен в разных точках одного зала и в разных залах.
Данный участок, называемый структурой звуковых отражений, определяется уровнями и продолжительностью запаздывания последовательных отражений по отношению к прямому звуку от излучателя, а также направлением их прихода в точку приема.
Кроме взаимного положения источника и приемника звука структура отражений самым тесным образом связана с размерами зала, а также с очертаниями и отделкой его внутренних поверхностей.
Для примера возможное формирование структуры звуковых отражений показано на рис. 6.4.
К расположенному в зале слушателю сначала приходит прямой звук от источника (оратора, артиста) – луч 0. Путь этого звука до точки приема самый короткий. Затем поступают однократные (1, 2, 3, 4) и многократные (на рисунке не оцифрованы) отражения от отдельных внутренних поверхностей зала.
Время их запаздывания по отношению к прямому звуку определяется разностью путей, проходимых соответствующим отражением и прямым звуком. Разделив эту разность путей на скорость звука, получим время запаздывания отражения.
Уровни отражений (по силе звука) зависят от длины пройденного пути и от звукоотражающих свойств внутренних поверхностей зала. Чем больше пройденный путь и чем больше коэффициент звукопоглощения отражающей поверхности, тем слабее уровень поступающего отражения.
Для акустики зала важное значение имеют времена запаздывания самых первых, наиболее сильных отражений (1, 2, 3, 4 и т.д.), поступающих к слушателю вслед за прямым звуком со сцены (эстрады).
Рис. 6.4. Формирование
структуры звуковых отражений в зале:
а) – отражения
звука от поверхностей зала;
б) – структура
отражений (осциллограмма);
0 – прямой звук;
1– отражение от передней стены;
2–отражение от козырька;
3 – отражение
от потолка; 4 – отражение от боковой
стены;
5 – реверберационный
«хвост»
сильными.
С течением времени число отражений возрастает, они становятся все слабее и слабее, интервал между их приходом к слушателю уменьшается, и наконец они сливаются в так называемый реверберационный «хвост».
Именно этот «хвост» определяет время реверберации зала и является общим для всех его зон.
Последовательность прихода к слушателю самых первых (и ряда следующих) отражений, их относительная интенсивность и направление прихода могут быть иными, чем это показано, к примеру, на рис. 6.4, то есть структура отражений может быть другой. Она в большой мере зависит от размеров и формы зала, а также от отражательных свойств его ограждающих поверхностей. Тогда и акустические качества зала – либо всего в целом, либо отдельных слушательских мест – могут оказаться иными (при том же самом времени реверберации).
Так, например, удалось выяснить, что лучшая акустика типичных старинных концертных залов (прямоугольной формы, небольшой ширины (В20 м) и с высоким потолком (Н 17 м)) по сравнению с широкими и относительно невысокими современными залами в части «пространственности» звучания во многом связана с тем, что к слушателям, вслед за прямым звуком со сцены, сначала поступают сильные отражения от боковых стен, а затем уже потолочные отражения (а не наоборот, как это показано на рис. 6.4). Причем, направления прихода стеновых отражений к уху слушателя сильно отличаются от направлений прихода прямого звука и потолочных отражений.
Картина, аналогичная изображенной на рис. 6.4, получается в результате проведения в зале импульсных измерений.
В ходе измерений воздушный объем зала возбуждается коротким звуковым импульсом, источник которого обычно располагается на сцене или на эстраде. Сигнал, принятый микрофоном в исследуемой точке зала, после усиления и логарифмирования подается на осциллограф для непосредственного наблюдения или фотографирования. Этот сигнал, называемый импульсным откликом зала р(t), дает последовательность при-хода и уровни импульсов, соответствующих прямому звуку и отдельным отражениям от внутренних поверхностей.
Помимо визуального анализа осциллограмм часто проводится и соответствующая обработка импульсных откликов зала для получения некоторых количественных критериев акустического качества зала в целом или отдельных его зон.
Наиболее
распространенными являются энергетические
критерии на
основе функции
,
которая
равна сумме
квадратов
звуковых давлений отдельных отражений,
поступивших в точку приема к моменту
времени t.
В последние годы для нахождения функции Е(t) используется вычислительная техника, обеспечивающая оперативность обработки импульсных откликов и возможность непосредственного получения данных в виде таблиц и графиков.
