Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лесных.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
4.18 Mб
Скачать

Глава 4

Угрозы реализации ядерного и радиационного терроризма вызывают почти всеобщий страх и озабоченность. В этом смысле их (угрозы) следует рассмат­ривать как неотъемлемую часть тактики террористических акций в целом, как разновидность психологического терроризма.

Современное общество, включая его руководящие и информационные структуры, в случае угроз ядерного и радиационного терроризма проявляет не только резонную озабоченность, но и элементы откровенной паники, что и лежит в основе тактики террористов. Такую отрадную для них и прискорб­ную для общества неадекватность можно ожидать с учетом массовой некомпе­тентности и, как следствие, отсутствия обоснованных рекомендаций по ответ­ным действиям в подобных ситуациях. Однако главные корни такой реакции лежат гораздо глубже и имеют в первооснове искаженную временем и обстоя­тельствами общественную память о реальных ядерных и радиационных ката­строфах.

Обусловленное этим почти уже на генетическом уровне чрезвычайно преу­величенное представление населения о степени реальной опасности воздейст­вия радиации вкупе с почти всеобщей технической безграмотностью приводят не только к неадекватности восприятия информации о «радиоактивных де­лах». Налицо реальная агрессивная радиофобия, охватившая к настоящему времени значительные количества людей в индустриально развитых странах. Такое положение дел является питательной средой психологического терро­ризма в сочетании с угрозой терроризма радиационного.

Виды терроризма по объекту воздействия.

Индивидуальный террор является наиболее древней формой террора, на­правленного на отдельных лиц, в частности, высокопоставленных политиче­ских деятелей.

Технологический терроризм связан с угрозой проведения террористиче­ских актов на потенциально опасных объектах техносферы, что может привес­ти к их разрушению, создать угрозу для жизни и здоровья населения или вы­звать значительные экологические последствия. Особую опасность для насе­ления представляют хранилища нефтепродуктов, химически опасных веществ (аммиак, хлор и др.), высотные здания, системы жизнеобеспечения крупных городов, транспорт.

Для снижения риска технологического терроризма необходимо принимать меры по физической защите критически важных (в том числе потенциально опасных) объектов.

Сельскохозяйственный терроризм связан с возможностью поражения зер­новой продукции и картофеля грибковыми патогенными культурами. Веду­щие государства мира осознают уязвимость сельскохозяйственного сектора и планируют контрмеры для охраны главных зерновых районов от террори­стов, которые могут воспользоваться биологическими средствами.

Экологический терроризм [29] — это применение химических, биологиче­ских или радиоактивных веществ, воздействие геофизическими полями на че­ловека, группу лиц, население, животный и растительный мир, окружающую среду либо путем морально-психологического насилия, нагнетанием страха (ужаса), умышленным распространением научно не обоснованных, недосто­верных сведений (слухов) об опасности и последствиях такого применения

118

Опасности территорий и видов деятельности

или воздействия с целью получения выгод или нанесения политического, фи­зического, морального, экономического ущерба.

Одним из способов экологического терроризма является использование произошедших событий (в частности, аварии на ЧАЭС) в целях запугивания, изменения политики, нанесения ущерба стране.

История человечества знает много фактов использования или запугивания использованием ядов, отравляющих веществ, токсинов, вирусов, бактерий, иных химических и биологических веществ, различного рода излучений в тер­рористических целях. В последние десятилетия особенно широко в целях эко­логического терроризма используется страх людей перед возможностью ради­ационного поражения и воздействия на живые организмы и окружающую природную среду радиоактивными веществами. В основе такого страха лежит искаженная временем и обстоятельствами общественная память о реальных ядерных и радиационных катастрофах, не имеющих никакой связи с радиаци­онным терроризмом — начиная от Хиросимы и кончая Чернобылем.