
- •Доклад на тему: «Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины»
- •Ясность и отчетливость
- •Признание большинством
- •Полезность
- •Проверяемость в чувственном опыте
- •Логичность и доказательность
- •Практика как критерий истины
- •Практика – это чувственно-предметная совместная и целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных процессов.
Доклад на тему: «Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины»
Целью любого познания является истина. Проблема определения сущности истины и ее критерии являются не только одной из самых древних философских проблем, но и, без сомнения самых острых. Острота проблемы истины определена тем, что именно эта гносеологическая категория является центральной для выяснения мировоззренческой и методологической функцией всего философского знания.
Еще Платон определил истину как соответствие наших представлений о мире самому этому миру: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину». Таким образом, еще в Древней Греции истина трактовалась как единство объективного, «того, что есть» и субъективного – нашего мнения о том, что есть.
Все наше сознание представляет единство объективного содержания и субъективной формы: явлений и сущности объективных предметов и процессов и отражений их в ощущениях, восприятиях, представлениях (отражение явлений) и понятиях, суждениях, умозаключениях (отражение сущности).
Часто рассуждая об истинности наших суждения, мы явно или неявно смешиваем очень разные понятия, отождествляя их как синонимы. Это понятия «правда», «истина» и «правильность».
«Правда» имеет своим антиподом «ложь», оба эти понятия входят в арсенал этики, но философской гносеологии. «Истина» имеет своим антиподом не «ложь», а «заблуждение». «Правильность» относится к логическим понятиям и имеет своим антиподом «неправильность».
Так как «плоскости» этих понятий не совпадают, встречаются разительные сочетания заблуждения, правильности и истинности. Истина или заблуждение относятся не к объективному миру, а к нашим суждениям о них. Нельзя отождествлять объективную реальность с ее отражение в нашем сознании и рассуждать об истинности как о чем-то, существующем объективно. Именно из такой ошибки вытекают некорректные фразы о «познании истины», об «отражении истины» и т.д. Истину нельзя отразить, но ее можно выразить в каком-либо суждении.
Не всякая форма мысли может выражать истин. Так, ни одно понятие само по себе, вне связи с другими понятиями, не выражает ни истину, ни заблуждение.
Суждения – форма мысли, и потому они субъективны. Но содержание суждений лишь постольку истинно, поскольку соответствует объективной реальности. Именно в этом смысле истина всегда объективна.
В современной философии встречается множество агностических учений, силящихся доказать невозможность достижения в познании объективной истины. Большинство авторов таких учений – субъективные идеалисты, для которых объективная реальность – фантом человеческого сознания. Единственное, с чем имеет дело человек, – факты его собственного сознания. При такой постановке вопроса истина также становится фантомом и разговоры об объективной истине лишены основания. Упраздняется и весь познавательный процесс.
Существует и концепции умеренно агностические. К ним относятся, прежде всего, различные варианты современного релятивизма. Релятивизм абсолютизирует изменчивость изменчивость мира и на этой основе отрицает возможность познать его. Если объективная реальность изменчива, то не может быть устойчивого знания о ней.
Наиболее ярко противоположные подходы к истине проявляются в различных критериях истинности.
Рассмотрим несколько конкретных вариантов критерия истины, из тех, которые и сейчас используются в практике, а иногда и в науке, несмотря на то, что они содержат явные логические противоречия и противоречат практике познания и деятельности.