
- •I. Понятие и концепция абсолютизма. Периодизация истории абсолютизма в России.
- •II. Государственный строй в период абсолютной монархии: реформы государственного управления в XVIII в.
- •III. Положение сословий в XVIII в. (самостоятельная работа)
- •IV. Проблема реформ XVIII в. И их связь с современностью (самостоятельная работа)
- •V. Право в период абсолютной монархии
- •II. Государственный строй в период абсолютной монархии: реформы государственного управления в XVIII в.
- •III. Правовой статус сословий в Российской империи XVIII в.
- •1. Оформление дворянского сословия.
- •2. Городское население.
- •3. Крестьяне.
- •4. Проблема отмены крепостного права.
- •V. Проблема реформ XVIII в. И их связь с современностью
- •V. Право в период абсолютной монархии
- •I. Семейно-брачное право.
- •2. Гражданское право в период становления абсолютной монархии
- •1. Вещное право
- •2. Залоговое право
- •3. Обязательственное право
- •III. Наследственное право
- •4. Природоохранное законодательство.
3. Крестьяне.
Крестьянство в России составляло свыше 90 % населения. Также, как с дворянством, государство консолидирует разные группы крестьян в единое сословие. Указ 1718 г. о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли.
В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Возникает государственное крестьянство, которое в начале XVIII в. составляло около 20% всех крестьян, а после правления Екатерины II его доля увеличилась до 40% за счет присоединения Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики, освоения Поволжья, Сибири, Юга России. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак.
Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении. Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных. Их подати были умеренными, они могли покупать землю (с сохранением повинностей), занимались предпринимательской деятельностью. Попытки урезать их имущественные права (брать откупа и подряды, приобретать недвижимость в городах и уездах, обязываться векселями) не имели столь пагубного воздействия на состояние хозяйства государственных крестьян, в особенности живших на окраинах (в Сибири). Здесь гораздо энергичнее разрушались консервировавшиеся государством общинные порядки (земельные переделы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частного хозяйства.
Большее значение в среде государственных крестьян имело самоуправление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и Другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные самоуправляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количеством селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селениях избирались старшины и десятские. Все эти органы выполняли финансовые, полицейские и судебные функции.
Тем не менее, в 1730 г. им запрещено приобретать недвижимость, в 1731 г. – вступать в подряды и откупы, 1761 г. – выдавать векселя. При Екатерине были увеличены наложенные на них повинности, активно проводилась их раздача помещикам.
Возникает категория экономических крестьян. Крестьяне церковных вотчин в 1701 г. переданы под управление особому Монастрыскому приказу, а в 1720 г. – Синоду. В 1764 г. по указу Екатерины II была произведена окончательная секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, стали называть экономическими. Но с 1786 г. и они перешли в разряд государственных крестьян.
Особая категория – крестьяне-однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства. Они получили крестьянский статус через обязанность платить подушную подать и взимать оброк в пользу государства. Форма землепользования у них была подворная, а не общинная.
Потребности петровских реформ породили специфическую категорию – посессионные крестьяне. Они возникли в 1721 г. Источники – крестьяне, купленные к заводам, крестьяне приписанные навечно к предприятиям и казенные мастера, переданные коллегиями заводчикам и фабрикантам. Однако владельцы предприятий не могли таких крестьян продать и их использование контролировалась Берг- и Мануфактур-коллегиями. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах и фабриках. Впоследствии тоже были отнесены к разряду государственных.
В 1797 г. из дворцовых крестьян по указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян (на землях царского удела), чье положение было сходным с положением государственных крестьян. Они составляли собственность императорской семьи.
Огромная категория – это частновладельческие крестьяне. Их источник – вотчинные и поместные крестьяне, холопы. До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и пономарей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи – пожалования особенно широко практиковались самой Екатериной и ее сыном, Павлом I, и были прекращены в 1801 г. одним из первых указов Александра I. С этого времени единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.
Частновладельческие крестьяне – основная масса крестьянства. В начале XVIII в. их было от общего числа чуть более 70 %, а в конце – чуть менее 55 %. По Соборному Уложению, которое являлось действующим законом, они были прикреплены к земле. Однако в XVIII в. помещики могли их продать их уже и без земли.
В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших помещикам, заметно ухудшилось. Правовой статус со временем стал похож на статус холопа. При Петре I они превратились в вещь, которую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721 г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, через аукционы, но семьями. Однако он не действовал. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843 г.
Крепостные могли вступать в брак только по согласию помещика. В 1724 г. Петр попытался пресечь эту практику, запретив принуждать крестьян к браку. Механизам реализации – письменное заявление жениха и невесты о добровольности союза. Однако этот закон не исполнялся. Хотя дважды власть его подтверждала.
Разрешалось крестьян переселять из имения в имение (с 1775 г. по завялению в местные органы).
Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных крестьян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались, а прежние рекомендации властей брать с них «по силе» ушли в прошлое. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось как принадлежащее их владельцу.
Не регулировал закон и право суда помещика. Ему не разрешалось лишь применение смертной казни и выдача крестьян вместо себя на правеж (при Петре I). Правда, тот же царь в инструкции воеводам от 1719 г. предписывал выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам.
Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах.
В годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепостные составляли около 50% общей их численности, более половины из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. распространилась торговля крепостными.
Им запрещалось приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, принимать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков, а с 1765 г. введен запрет жаловаться.
В 1760 г. помещикам даровано право ссылать крестьян в Сибирь на поселение. Объяснялось это государственными интересами: «в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует». Поэтому помещики могли крестьян «годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет» за воровство, пьянство и прочие непристойные предерзостные поступки, «многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают» «отдавать к объявленному поселению». Эти ссыльные зачитывались помещикам для будущих наборов в рекруты. Семьи не разлучать, ссылать с женой и детьми. Также казна за невиновного платила деньги – дети до пяти лет шли по цене 10 руб., от 5 до 15 лет – по 20 рублей, а в 15 лет – зачитывались как рекруты, женщины оценивались вполовину указанных сумм.
В 1765 г. такой же указ появился по поводу каторги.
Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещиков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убившей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Екатерины II.
Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные крестьяне приняли активное участие, правительство стало усиливать государственный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. С. 627 Известны немногочисленные способы выхода из крепостной зависимости. С.В. Юшков выделяет рекрутчину, ссылку на поселение, отпуск помещиком, с 1775 г. выкуп по желанию помещика без земли, донос об утайке помещиком ревизских душ. Практиковались особые указы правительства по этому поводу (например, беглые на окраины).
Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде развивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», ас 1814 г. лицам всех состояний было разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, разбогатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и составили ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующегося класса предпринимателей.