Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
общий файл сам раб м 4.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
09.01.2020
Размер:
325.12 Кб
Скачать

3. Крестьяне.

Крестьянство в России составляло свыше 90 % населения. Также, как с дворянством, государство консолидирует разные группы крестьян в единое сословие. Указ 1718 г. о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли.

В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Возникает государственное крестьянство, которое в начале XVIII в. составляло около 20% всех крестьян, а после правления Екатерины II его доля увеличилась до 40% за счет присоединения Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики, освоения Поволжья, Сибири, Юга России. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак.

Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении. Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных. Их подати были уме­ренными, они могли покупать землю (с сохранением повинностей), зани­мались предпринимательской деятельностью. Попытки урезать их имуще­ственные права (брать откупа и подряды, приобретать недвижимость в городах и уездах, обязываться векселями) не имели столь пагубного воз­действия на состояние хозяйства государственных крестьян, в особенности живших на окраинах (в Сибири). Здесь гораздо энергичнее разрушались консервировавшиеся государством общинные порядки (земельные переде­лы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частно­го хозяйства.

Большее значение в среде государственных крестьян имело самоуправ­ление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и Другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные само­управляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количест­вом селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селе­ниях избирались старшины и десятские. Все эти органы выполняли фи­нансовые, полицейские и судебные функции.

Тем не менее, в 1730 г. им запрещено приобретать недвижимость, в 1731 г. – вступать в подряды и откупы, 1761 г. – выдавать векселя. При Екатерине были увеличены наложенные на них повинности, активно проводилась их раздача помещикам.

Возникает категория экономических крестьян. Крестьяне церковных вотчин в 1701 г. переданы под управление особому Монастрыскому приказу, а в 1720 г. – Синоду. В 1764 г. по указу Ека­терины II была произведена окончательная секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, ста­ли называть экономическими. Но с 1786 г. и они перешли в разряд государственных крестьян.

Особая категория – крестьяне-однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства. Они получили крестьянский статус через обязанность платить подушную подать и взимать оброк в пользу государства. Форма землепользования у них была подворная, а не общинная.

Потребности петровских реформ породили специфическую категорию – посессионные крестьяне. Они возникли в 1721 г. Источники – крестьяне, купленные к заводам, крестьяне приписанные навечно к предприятиям и казенные мастера, переданные коллегиями заводчикам и фабрикантам. Однако владельцы предприятий не могли таких крестьян продать и их использование контролировалась Берг- и Мануфактур-коллегиями. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах и фабриках. Впоследствии тоже были отнесены к разряду государственных.

В 1797 г. из дворцовых крестьян по указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян (на землях царского удела), чье положе­ние было сходным с положением государственных крестьян. Они состав­ляли собственность императорской семьи.

Огромная категория – это частновладельческие крестьяне. Их источник – вотчинные и поместные крестьяне, холопы. До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и понома­рей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи – пожалования особенно широко практиковались самой Екатериной и ее сыном, Павлом I, и были прекращены в 1801 г. одним из первых указов Александра I. С этого времени единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.

Частновладельческие крестьяне – основная масса крестьянства. В начале XVIII в. их было от общего числа чуть более 70 %, а в конце – чуть менее 55 %. По Соборному Уложению, которое являлось действующим законом, они были прикреплены к земле. Однако в XVIII в. помещики могли их продать их уже и без земли.

В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших поме­щикам, заметно ухудшилось. Правовой статус со временем стал похож на статус холопа. При Петре I они превратились в вещь, кото­рую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721 г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, через аукционы, но семьями. Однако он не действовал. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843 г.

Крепостные могли вступать в брак только по согласию помещика. В 1724 г. Петр попытался пресечь эту практику, запретив принуждать крестьян к браку. Механизам реализации – письменное заявление жениха и невесты о добровольности союза. Однако этот закон не исполнялся. Хотя дважды власть его подтверждала.

Разрешалось крестьян переселять из имения в имение (с 1775 г. по завялению в местные органы).

Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных кресть­ян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались, а прежние ре­комендации властей брать с них «по силе» ушли в прошлое. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось как принадлежащее их владельцу.

Не регулировал закон и право суда помещика. Ему не разрешалось лишь применение смертной казни и выдача крестьян вместо себя на правеж (при Петре I). Правда, тот же царь в инструкции воеводам от 1719 г. предписы­вал выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам.

Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах.

В годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепостные составляли около 50% общей их численности, более половины из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. распространилась торговля крепостными.

Им запрещалось приобретать недвижимость, от­крывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, прини­мать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков, а с 1765 г. введен запрет жаловаться.

В 1760 г. помещикам даровано право ссылать крестьян в Сибирь на поселение. Объяснялось это государственными интересами: «в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует». Поэтому помещики могли крестьян «годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет» за воровство, пьянство и прочие непристойные предерзостные поступки, «многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают» «отдавать к объявленному поселению». Эти ссыльные зачитывались помещикам для будущих наборов в рекруты. Семьи не разлучать, ссылать с женой и детьми. Также казна за невиновного платила деньги – дети до пяти лет шли по цене 10 руб., от 5 до 15 лет – по 20 рублей, а в 15 лет – зачитывались как рекруты, женщины оценивались вполовину указанных сумм.

В 1765 г. такой же указ появился по поводу каторги.

Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещи­ков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убив­шей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Ека­терины II.

Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные кресть­яне приняли активное участие, правительство стало усиливать государст­венный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. С. 627 Известны немногочисленные способы выхода из крепостной зависимости. С.В. Юшков выделяет рекрутчину, ссылку на поселение, отпуск помещиком, с 1775 г. выкуп по желанию помещика без зем­ли, донос об утайке помещиком ревизских душ. Практиковались особые указы правительства по этому поводу (например, беглые на окраины).

Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде раз­вивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», ас 1814 г. лицам всех состояний бы­ло разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, раз­богатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и состави­ли ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующего­ся класса предпринимателей.