Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЛАТ.АМ..docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
251.08 Кб
Скачать

26. Новые концепции освободит. Борьбы в Лат. Америки в 20-е гг. XX столетия. Апризм

На левом фланге общественно-политической жизни Латин­ской Америки продолжали действовать коммунистические партии. До конца 20-х гг. новые компартии появились в Эквадоре, Перу и Па­рагвае. Но они оставались малочисленными. В 1929 г. на I конферен­ции компартий Латинской Америки в Буэнос-Айресе был сформулирован тезис о том, что перед странами региона стоят задачи не социалистической, а антиимпериалистической и антиолигархической, аграрной революции, и лишь их осуществ­ление откроет путь к социалистическим преобразованиям.

Тем временем в рядах участников революционного движе­ния шли поиски новых подходов к проблемам освободительной борьбы, которые учитывали бы особенности Латинской Амери­ки. Эти поиски в 20-е гг. связаны с деятельностью Мариатеги и Айя де ла Торре. Своеобразием

отличалась разработка теоретических проблем латиноамери­канского освободительного дви­жения перуанским революцио­нером X. К. Мариатеги. С его именем связаны основание в 1928 г. Коммунистической пар­тии Перу и Всеоб­щей конфедерации трудящихся Перу. Мари­атеги стремился определить ха­рактер, цели и задачи освобо­дительного движения в Латин­ской Америке, и в частности в Перу. Одним из первых он выдвинул и обосновал поло­жение о необходимости реше­ния задач буржуазно-демокра­тической революции, высту­пил за привлечение на сторону революционного пролетариата других демократических и ан­тиимпериалистических сил. Особое внимание он обратил на огромную важность крестьян­ского и индейского вопросов, индейских общинных тради­ций в освободительном движе­нии Латинской Америки. Идеи Мариатеги обрели популярность среди последующих поколе­ний участников освободительного движения как в Перу, так и в регионе в целом.

Оригинальную концепцию освободительной антиимпери­алистической борьбы в Латинской Америке выдвинул другой видный перуанский общественно-политический деятель — В. Р. Айя де ла Торре. Айя де ла-Торре в 1919—1923 гг. возглавлял студенческое движение в Перу за университетскую реформу, против диктаторского режима А. Легии. В 1923 г. он был выслан из Перу, после чего обосновался в Мексике. В эмиграции в 1924 г. он создал Американский революцион­ный народный альянс (АПРА1). Движение вскоре стало назы­ваться апристским или апризмом, по аббревиатуре названия. Сначала оно создавалось в континентальных масштабах, но апризм укоренился и стал серьезной по­литической силой только в Перу. Выдвинутая в 1926 г. про­грамма имела революционно-демократическую и антиимпери­алистическую направленность. Главными врагами трудящих­ся Айя де ла Торре считал империализм и его союзника в лице местной олигархии. Он призывал сплотиться на борьбу с ними пролетариат, крестьянство и средние социальные слои, отводя ведущую роль средним слоям, прежде всего ин­теллигенции. Как и Мариатеги, он придавал большое значе­ние индейскому вопросу, защите интересов коренного населе­ния и его традиций.

Путь к ликвидации империалистической зависимости он видел в осуществлении антиолигархических, демократических преобразований, в со­здании правового государства, опирающегося на органы само­управления населения, в преодолении экономической отста­лости (в том числе с помощью иностранного капитала) и на этой основе в постепенном преобразовании отношений зави­

симости в равноправное взаимовыгодное сотрудничество с пе­редовыми индустриальными державами. Успех такого «конст­руктивного антиимпериализма» зависел, по его мнению, от единства демократических сил внутри страны.

Свой «конструктивный антиимпериализм» Айя де ла Тор­ре противопоставлял «разрушительному» радикально-рево­люционному варианту борьбы, который выдвигали коммунис­ты. Те, со своей стороны, обвиняли апризм и его лидера в игно­рировании классовых противоречий капиталистического общества и принижении роли пролетариата в Латинской Аме­рике. Концепции Айя де ла Торре во многом предвосхитили ре­альные тенденции последующего развития Латинской Америки. В той или иной ме­ре они нашли воплощение в теории и практике латиноамери­канского национал-реформизма, «импортзамещающей индустриализации», интеграции стран региона — важнейших явлений в жизни Латинской Америки середи­ны — второй половины XX в.