
8.Законодавство Лікурга.
Основными источниками по законодательству Ликурга и спартанскому государственному устройству в целом являются два специальных трактата, один – Ксенофонта "Лакедемонская полития", а другой – Плутарха биография Ликурга. Жизнь Ксенофонта, младшего современника Фукидида, была самым тесным образом связана со Спартой и ее людьми. Близкий друг Агесилая, получивший от него в награду поместье в Скиллунте, где он провел свыше 15 лет, Ксенофонт, конечно, приобрел глубокие знания о Спарте, что сделало его сочинения, особенно "Греческую историю", "Агесилая" и "Лакедемонскую политию", исключительно ценными источниками. Ксенофонт в силу своих лаконофильских симпатий - пристрастный свидетель. В своих произведениях он по сути дела всегда дает благоприятную для Спарты версию греческой истории, однако нигде он не опускается до прямой фальсификации событий. Его "Греческая история" и "Лакедемонская полития" – произведения, проникнутые острой социально-политической направленностью – дают богатый материал как по внешней, так и по внутренней истории Спарты.
Исключительную ценность для суждения о процессах формирования спартанского полиса имеет также биография Ликурга у Плутарха. Сам жанр политической биографии предполагает естественно особый подбор и организацию материала. При этом нужно помнить, что Плутарх в своих сочинениях использовал обширный круг источников, не дошедших до нас. Степень достоверности и надежности Плутарха, конечно, во многом зависит от тех источников, которые он использовал, однако в целом материал Плутарха с поправкой на известную тенденциозность его информаторов представляется нам вполне добротным. В предисловии к биографии Плутарх предупреждает читателя, что о "Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного" и что "более всего расходятся сведения о том, в какую пору он жил" (I). По этим основным линиям – историчность Ликурга и хронологические рамки его законодательства – до сих пор идут споры в научной литературе. В настоящее время большинство ученых склоняется к мнению, что сомневаться в историческом существовании спартанского законодателя нет оснований. Время проведения реформ определяется, как правило, в диапазоне с конца IX до середины VIII в. до н.э. Согласно Плутарху, Ликург был автором не только Большой Ретры, но и был ответствен за раздел земли в Спарте на клеры, за введение сисситий и за всю коллекцию характерных особенностей спартанской общественной жизни и общественного воспитания. При всей своей несамостоятельности именно Плутархов вариант спартанской начальной истории стал последним словом в античной литературе и именно этот вариант перекочевал в средневековую и позднейшие эпохи. Спарта, о которой мы говорим, - это Спарта, изображенная и описанная Плутархом.
По общему признанию, проблема первоначальной реформы является одной из самых сложных и запутанных проблем спартанской истории. Уже древние не имели точного представления о личности законодателя, времени проведения реформ и их содержании. Частично это объясняется отсутствием в Спарте собственной историографии. Что же касается внешнего мира, то там о спартанских реалиях имели весьма смутное представление. Все, что происходило внутри Спарты, тщательно скрывалось. Такова была принципиальная политика спартанского правительства, начиная, по крайней мере, с середины VI в. На эту тщательно оберегаемую закрытость спартанского общества намекает Фукидид, когда говорит, что его сведения о спартанцах весьма ограничены из-за "тайны их государственного устройства". Отчасти именно из-за отсутствия реальных фактов слишком большую роль, особенно при реконструкции событий далекого прошлого, стали приобретать мифы и легенды. Этот процесс мифотворчества шел как внутри, так и вне Спарты. Ее политическое лидерство и необычная внутренняя структура у теоретиков полиса вызывали огромный интерес к тем механизмам, которые сумели обеспечить подобный эффект. Для Платона и Аристотеля Спарта стала эталоном стабильности и была положена в основу концепции их идеального полиса. Этот круг мифов и легенд, сложившийся вокруг Спарты еще в период античности, в современной науке, с легкой руки французского исследователя Ф. Олье, принято называть "спартанским миражом".
Ликургу (IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности законодателя - об этом можно лишь догадываться.
Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.
Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.
Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).
Реформы Ликурга:
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;
-создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:
-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).
-разделение граждан на филы и обы;
-замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.
-введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.
-слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;
-с 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;
–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;
–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.
Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.
Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:
1)запрет писанного законодательства;
2)строительство дома только с помощью топора и пилы;
3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).
Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.
Государственное устройство Древней Спарты
На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:
Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.
Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.
Компетенция герусии:
–ведение текущих дел;
–внесение законопроектов в апеллу.
В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.
Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.
В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.
Разряды населения в древней Спарте
В процессе образования спартанского государства решающую роль сыграли завоевания. Произошло порабощение аборигенов и превращение их в илотов. Завоеватели составили класс полноправных граждан Спарты.
Илоты. Они не были рабами, их положение было очень своеобразно. Илоты являлись собственностью государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, обладал правом полного распоряжения им, но не имел право продать его за границу. Илот собственной земли не имел, а работал на участке, предоставленном спартанцу государством. От урожая с этоц земли илот отдавал около половины своему господину. Илоты несли службу в армии в качестве легковооруженных воинов. Господство над илотами поддерживалось путем систематического террора (криптии). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам. Илоты нередко поднимали восстания против спартанцев, используя любые благоприятные обстоятельства, однако всегда терпели поражение не смотря на то, что их было в несколько раз больше спартанцев.
Периэки. Они не пользовались политическими правами, но были лично свободны и правоспособны. Могли совершать сделки и приобретать собственность. Их главным занятием было торговля и ремесло. Периэки несли воинскую повинность, должны были являться в армию в качестве тяжеловооруженного война. За ними осуществляли надзор должностные лица-гармосты. Эфорам было предоставлено право предавать периэков смертной казни в любом количестве без суда.
Спартанцы. Только они обладали политическими правами. Все спартанцы были обеспечены земельными наделами, которые обрабатывали илоты. В общественных порядках спартанцев наблюдался военно-лагерный строй. Граждане обязаны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. На это каждый спартанец ежемесячно делал взносы, кто не мог этого сделать по бедности, переходил в разряд опустившихся - "гипомейонов". Воспитание было делом государства. С семилетнего возраста мальчики проходили обязательную выучку под руководством должностных лиц - педомонов, причем особое мнение обращалось на физическое воспитание. Это воспитание продолжалось до 20-летнего возраста. С 20 до 60 лет каждый спартанец был обязан нести военную службу. Женится ему разрешалось по достижении 30-летнего, когда он признавался совершеннолетним и приобретал политические права.
В науке об античности XIX-XX вв. ясно прослеживается эта тенденция в сторону полного разрушения и отрицания античной литературной традиции о Ликурге и его законодательстве. Причем иногда это отрицание приобретает тотальный характер: Ликург признается фигурой полностью легендарной, а законодательство его - чистой фикцией. Так, уже в середины XIX в. Дж. Грот высказал предположение, что легенда о Ликурге родилась в эллинистической Спарте не ранее 2-й половины III в., в среде, близкой к царям-реформаторам. Подобный скепсис особенно был характерен для представителей немецкой историографии конца XIX - начала ХХ в. В работах этих ученых Ликург признавался то за бога, то за героя, который в историческом предании был превращен в политического деятеля. "Кто же этот Ликург? - восклицает Эд. Мейер. - Единственно, что мы надежно о нем знаем, это то, что он был богом, который высоко почитался в Спарте, имел свой храм и ежегодный праздник жертвоприношений". Но, как справедливо заметил П. Олива, все попытки идентифицировать Ликурга с богом или героем привели только к появлению новых гипотез. Причем все эти гипотезы базировались, как правило, на одном и том же основании: во-первых, на свидетельстве о существовании в Спарте культа и храма Ликурга (Her. I, 65-66), а во-вторых, - на этимологическоманализе имени "Ликург". Спартанский культ Ликурга связывали то с древним аркадским культом Зевса Ликейского (бога-волка), то с дельфийским Аполлоном Ликейским (богом света), то с критским Зевсом.
В современной историографии есть также немало исследователей, склонных считать Ликурга фигурой неисторической. С их точки зрения, легенды наподобие мифа о возвращении Гераклидов или мифа о законодательстве Ликурга были выдуманы в самой Спарте с чисто политическими целями - для того, чтобы объяснить и укрепить представление о незыблемости спартанского мироустройства в сознании не только спартанцев, но и всех греков.
Среди историков, которые предлагают вообще отказаться от попыток найти какое-либо историческое зерно в предании о Ликурге, назовем, в частности, автора "Спартанского миража" Фр. Олье. По его мнению, эта проблема при существующем состоянии источников неразрешима и остается только примириться с тем, что ничего достоверного мы о Ликурге не знаем. М. Финли вообще исключает раннюю историю Спарты из сферы своих исследований, поскольку он считает, что вся античная традиция о древнейшей истории Спарты, а тем более о Ликурге полностью фиктивна. Для него собственно история Спарты начинается только с середины VI в. Большие сомнения в историческом существовании Ликурга высказывает Ч. Старр.
П. Олива, проанализировав развитие взглядов на проблему Ликурга в западной историографии, пришел к неутешительному выводу, что "историческое существование Ликурга доказать невозможно".
Конечно, спартанская государственная и общественная система в том виде, в каком ее знали греческие историки и философы V-IV вв., не была создана одномоментно благодаря уму и таланту одного конкретного законодателя. Система улучшалась и оттачивалась на протяжении всего архаического периода, причем в источниках можно найти, по крайней мере, еще два таких момента, когда в прежнее Ликургово законодательство вносились принципиальные изменения и поправки. Античная историография приписывала Ликургу больше, чем он был в состоянии сделать, но по большому счету в этом она права: традиция зафиксировала самый важный период в спартанской истории - начало планового и сознательного преобразования всего общества и государства. На подобную, столь раннюю для Греции системную реорганизацию толкали спартанское общество особые условия существования, каких не было ни в одном другом греческом полисе. На территории Лаконии Спарта была, конечно, не единственной дорийской общиной, но она единственная, благодаря вовремя осуществленным реформам, смогла начать широкомасштабную экспансию и завоевать сперва всю Лаконию, а потом и Мессению. Конечно, это толькогипотеза, но она позволяет, согласуясь с античной традицией, отнести Ликурга и его законы к концу IX - началу VIII в., т. е. ко времени активной экспансии Спарты в Лаконии. В какой-то мере подтверждает эту раннюю дату крайне примитивный и архаичный характер установления, вошедшего в историю под названием "Большая Ретра".