
Гендель и кантатно-ораториальные жанры его эпохи
Чтобы понять, чем была оратория во времена Генделя, нужно хотя бы эскизно представлять себе всю существовавшую тогда систему церковных и духовных жанров. Важно также различать собственно церковные жанры, предназначенные для литургического использования в храме и написанные на канонические или традиционные тексты – и духовные жанры, в которых используются религиозные сюжеты, образы и даже тексты, но которые не исполнялись в храме и не включались в литургию. Кроме того, крупные вокально-инструментальные жанры могли иметь и чисто светское содержание.
ЦЕРКОВНЫЕ ЖАНРЫ:
Месса и Реквием (заупокойная месса, Missa pro defunctis)
Обработки различных текстов Proprium, в том числе Magnificat и Te Deum
Stabat Mater 1
Пассион (страсти) и Summa passionis – "Семь слов Спасителя на кресте" 2
Псалм
Мотет
Ламентации (плачи пророка Иеремии) 3
Духовный концерт – в протестантской и православной службе 4
Духовная кантата 5
Немецкая протестантская оратория (если таковая звучала во время богослужения).
НЕЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЖАНРЫ:
Оратория и кантата на библейский, евангельский или христианский агиографический сюжет со свободно сочиненным текстом на латинском или другом языке.
Священная драма (dramma sacro) – особый вид неаполитанской оперы на агиографические сюжеты с вкраплениями комических сцен слуг. Такие драмы исполнялись в городских консерваториях и духовных учреждениях, но не в театре 6. Родственна “школьной драме” иезуитских учебных заведений.
Духовное вильянсико – специфический испанский жанр, род небольшой кантаты с элементами театрализации.
Английский антем 7.
СВЕТСКИЕ ЖАНРЫ:
Оратория на светский сюжет или текст (который мог быть и философским, и морально-назидательным)
Кантата: итальянская, французская, немецкая
Ода (жанр, промежуточный между ораторией и кантатой; по содержанию ода бывает торжественной или траурной, ее особый английский вид – цецилианская, в честь в честь святой Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов) 8.
Хотя в теории музыкальной композиции вплоть до начала XIX века продолжали разграничивать церковный, театральный и камерный стили, на практике они нередко смешивались, причем театральный доминировал и проникал повсюду. Оперные формы (увертюра, ария, дуэт, речитатив), драматизация образов, живописная изобразительность и виртуозное сольное пение проникли даже в мессу, пассион и реквием. У протестантов театрализация церковной музыки была связана не столько с ее обмирщением, сколько с ориентацией на проповедническую эмоциональную яркость и доходчивость.
Оратории духовного содержания, но написанные не на литургический текст иногда исполнялись в театре с костюмами и декорациями (но, конечно, без сценического действия). Если же до костюмов дело не доходило, то театр все равно оставался главным местом, где звучали оратории, ибо во время постов и дней памяти особ из царствующего дома драматические представления были запрещены, а на концерты стекалась многочисленная публика. В великий пост перед Пасхой нередко давались “страстные оратории” или sepolcri на сюжеты о страданиях и смерти Христа, написанные на свободно сочиненные тексты (итальянский текст П.Метастазио использовали, например, А.Кальдара, позднее – А.Сальери, различные немецкие тексты – К.Г.Граун, Й.Гайдн, позднее – Бетховен). Очень близка к этому и ранняя (1716) оратория Генделя “Страсти по Брокесу” 9 .
Чисто светские кантатно-ораториальные жанры вплотную примыкали к опере, особенно в таких ее разновидностях, как серенада, театральное празднество или английская маска (до сих пор идут споры о жанре “Ациса и Галатеи” и “Семелы” Генделя). Напомним, что Бах называл свои светские кантаты BWV 201 и 213 “dramma per musica”. Сольная итальянская кантата, если она сопровождалась оркестром и включала большое количество частей, трактовалась как маленькая моноопера, где героиня проживала целую судьбу (Гендель – кантаты “Лукреция”, “Покинутая Армида”, Телеман – “Ино”).
Несколько особняком стоял Te Deum (“Тебя, Бога, хвалим”) – вид хорового мотета, очень популярный в XVIII веке. Хотя Te Deum писался на традиционный латинский текст для особо торжественного богослужения (важнейшие поводы: коронации, военные победы, заключение мирных договоров, исцеление монархов от болезни), в силу своей “государственной” специфики он фактически был жанром полусветским, включавшим в себя элементы не только театральной, но и батальной музыки (трубы и литавры, маршевые ритмы). Нередко подразумевалась проекция образа Бога на образ Царя, что сказывалось в некоторых текстовых вольностях и музыкальных аллюзиях. Например, во Франции времен Людовика XIV (до 1715 года) Te Deum был обращен равно к Богу и к Королю, господину и отцу своих подданных, благо текст давал к этому много поводов. В Германии эпохи Фридриха II (правил в1740-1786) таким господином был король – полководец, философ и музыкант (см. чрезвычайно пышный Te Deum К.Г.Грауна 10).
Два крупных генделевских Te Deum – Утрехтский (1712) и Деттингенский (1743) – посвящены соответственно завершению войны за испанское наследство, в которую была вовлечена и Англия, и победе английских и союзных австрийских войск над французами. У Генделя есть еще два более лаконичных и менее известных сочинения на этот текст (1714 и 1718).
Стилистика многих церковных и духовных жанров (прежде всего антема, Te Deum, мотета, немецкого пассиона) проникала внутрь ораториального стиля Генделя, однако еще более сильным оказывалось влияние сугубо светских жанров – оперы, оды, итальянской кантаты.