
- •Содержание
- •Раздел 8. Особенности патопсихологического исследования в клинике пограничных состояний………………………………………………………………111
- •Раздел 9. Введение в судебно-психологическую экспертизу………………………………………………………………121
- •Раздел 10. Предметные виды экспертиз……………………..127
- •Введение
- •1.2. Практические задачи патопсихологии
- •2.2. Определение понятия патопсихологического синдрома. Отличие от психопатологического (клинического) синдрома.
- •2.3. Уровни функционирования цнс.
- •2.4. Классификации патопсихологических синдромов.
- •2.5. Синдромный анализ.
- •3.2. Нарушение восприятия
- •3.5. Нарушения сознания
- •4.2. Классификации методов исследования
- •5.2. Стратегия и тактика патопсихологического исследования
- •6.2. Структура патопсихологического заключения
- •7.2. Задачи детской патопсихологии
- •7.4. Примерная схема патопсихологического обследования нарушений психической деятельности ребенка младшего и среднего школьного возраста
- •7.5. Понятие о задержке психического развития
- •8.3. Пограничная структура личности.
- •10.2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта
- •10.4. Судебно-психологическая экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление.
- •10.5. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.
10.2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта
Наиболее распространенным видом судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы является экспертиза эмоциональных реакций и состояний обвиняемых.
Под аффектами в общей психологии обычно понимают сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые являются ответной реакцией на сильный эмоциональный раздражитель, на уже фактически наступившую ситуацию. Отличие аффектов от эмоций не столько количественное, сколько качественное — если эмоции воспринимаются субъектом как состояния своего Я, аффекты — это состояния, возникающие помимо воли человека. Самая главная особенность аффектов — это нарушения сознательного волевого контроля собственных действий, и именно это обстоятельство позволяет приобретать противоправным поступкам обвиняемых, совершенным в состоянии аффекта, специфическое юридическое значение. С позиций уголовного законодательства, юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые существенно ограничивают его «свободу воли» в выборе сознательного целенаправленного действия. Аффект, ограничивающий сознательный волевой контроль обвиняемым своих действий, тем самым, если применять юридические формулировки, снижает его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими в момент совершения инкриминируемого ему деяния.
Сказанное определяет и объем понятия «аффекта», позволяя включить в него все эмоциональные реакции и состояния, которые существенным образом ограничивают способность обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять их произвольный волевой контроль.
На сегодняшний день в судебной психологии изучен и описан ряд таких эмоциональных состояний, которые, с учетом некоторой их терминологической противоречивости (что служит основанием для дискуссий между авторами), можно свести к следующим:
1. Классический физиологический аффект
Стремительно и бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, сопровождающаяся резкими, но не психотическими (как при патологическом аффекте) изменениями психической деятельности.
Состоит из трех очерченных фаз.
Основные признаки первой фазы, обычно наступающей у обвиняемых в ответ на противоправные действия потерпевшего, — «ощущение субъективной безвыходности» из сложившейся ситуации, а также «субъективная внезапность» и «субъективная неожиданность» наступления аффективного взрыва.
Вторая фаза — аффективного взрыва — характеризуется двумя основными признаками: частичным сужением сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием значимых переживаний) и нарушениями регуляции деятельности (снижение контроля, утрата опосредованности действий, вплоть до двигательных стереотипии).
Поскольку аффективный взрыв — это бурная энергетическая разрядка, он может сопровождаться внешними проявлениями в моторике, речи, вегетатике и закономерно приводит к основному признаку
третьей, постаффективной фазы — психической и физической астении.
2. Кумулятивный аффект
Основное отличие от классического физиологического аффекта состоит в том, что первая фаза обычно растянута по времени (от нескольких дней до месяцев и даже лет), в течение которого развивается более или менее длительная психотравмирующая ситуация, протрагированная психогения, обусловливающая кумуляцию, накопление эмоционального напряжения у обвиняемого. Кумуляции эмоционального напряжения существенно способствуют индивидуально-психологические особенности — чаще всего такие аффекты возникают у возбудимых личностей с компенсаторным высоким самоконтролем и у тормозимых, с доминированием «отказных» реакций. Аффективный взрыв может наступить и по незначительному («реальному» или «условному») поводу, по типу «последней капли». Вторая и третья фазы кумулятивного и физиологического аффекта принципиально не отличаются. Кумулятивный аффект у психопатических личностей описан в литературе как «физиологический аффект у психопатических личностей» и как «аномальный аффект».
3. Аффект на фоне алкогольного опьянения
В настоящее время практически не дискутируется вопрос о правомерности диагностики аффекта у лиц, находящихся в легкой степени алкогольного опьянения, но одни авторы считают его «физиологическим», другие — «аномальным».
Влияние алкогольной интоксикации на динамику аффекта обычно можно проследить на первой стадии развития эмоциональной реакции — состояние опьянения обусловливает изменения субъективного восприятия и осмысления ситуации (в частности, она может восприниматься как более угрожающая) и изменения регуляции поведения (появляется ригидность, сужающая возможность выбора возможных вариантов поведения), что является одним из условий, облегчающих возникновение аффекта. Вторая и третья фазы протекают как и при физиологическом аффекте. Средняя и особенно тяжелая степень алкогольного опьянения у обвиняемого практически исключают квалификацию аффекта, так как его поведение детерминируется уже расстройствами психических процессов под влиянием алкоголя.
10.3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.
Определение психологического возраста подэкспертного проводится в рамках судебно-психологической экспертизы способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Этот вид экспертизы является наиболее сложным, так как определяется специальными познаниями в общей, социальной и медицинской психологии, а также психологии детей и подростков, психологии развития.
Под «психологическим возрастом» понимают качественно определенный возрастной период психического развития человека как индивида и как личности. Оно не равноценно паспортному возрасту.
На первом этапе осуществляется диагностика отклонений в психическом развитии.
На втором этапе решается вопрос, мог ли несовершеннолетний, обладающий установленными возрастными особенностями психики в актуальный период совершения инкриминируемого ему преступления, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.
Сама по себе диагностика возрастного периода не дает полного ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетнего руководить своими действиями и полноте их осознания. В сравнительно простых ситуациях рефлексия и саморегуляция у него могут оказаться актуально достаточными, в других, более сложных, более неполными.
Диагностика отклонений от нормы соответствующего возрастного периода дает лишь общий ориентир, но не предрешает экспертной оценки. Последняя выполняется с учетом внешних (сложность ситуации) и внутренних (динамическое состояние личности) условий совершения инкриминируемого деяния.
Отставание в психическом развитии (интеллектуальном и личностном) основную роль играют следующие факторы:
1. Социальная и педагогическая запущенность, которая может выражаться в неправильных формах воспитания в семье – гипер- и гипоопека, эмоциональное отвержение и др., недостаточным управлением процесса развития со стороны школы и др.
2. Наличие сенсорного дефекта (слабое зрение, частичная глухота и т.п.), который своевременно не распознан, и, соответственно, учебный и воспитательный процесс не организован с учетом физического недостатка ребенка.
3. Перенесение ребенком в раннем детстве длительных или тяжелых соматических заболеваний, которые могут вызывать нарушения нормального психического развития, особенно в так называемые «сензитивные» периоды, когда в психике ребенка происходят качественные новообразования.
Формы проявления отставания в психическом развитии могут быть разнообразными, особенно сложным бывает соотношения между уровнем развития познавательных процессов и эмоционально-волевой, мотивационной сфер. В одних случаях можно диагностировать тотальную задержку и интеллектуальной и личностной сферы, в других – на первый план могут выступать отклонения в эмоционально-волевой сфере, дисгармония различных сторон психики, вплоть до таких парадоксальных сочетаний, когда выраженное эмоционально-волевое недоразвитие сосуществует с интенсивным развитием интеллектуальных способностей.
Если у несовершеннолетнего, обвиняемого в каком-либо преступлении, обнаруживаются признаки задержки психического (интеллектуального и личностного) развития, обусловленные социальной или педагогической запущенностью, и вследствие этого он во время совершения криминальных действий был не способен в полной мере осознавать значение своих действий и контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовершеннолетний вообще освобождается от уголовной ответственности.
Другие правовые последствия наступают у несовершеннолетних, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои противоправные действия, но уже вследствие задержки или отклонения в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами, т.е. у подростков с умственной отсталостью, инфантилизмом, органическим поражением головного мозга, психопатией и другими формами психической патологии. В этом случае они подлежат уголовной ответственности, во-вторых, их психические расстройства учитываются судом при назначении наказания и могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.