Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 2 Омск.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
08.01.2020
Размер:
85.2 Mб
Скачать

П. 2. Роль ландшафтной составляющей и малых архитектурных форм в формировании образа города

Сложность ландшафтной структуры городской территории Омска, по мнению специалистов276, объясняется тем, что здесь сочетаются геосистемы Иртыша и Оми с зональными геосистемами южной и средней лесостепи. Так же определенную специфику природной основе территории придавали многочисленные мелкие водотоки, нивелированные в ходе активного урбанистического освоения территории.

Основным ландшафтным фактором, повлиявшим на формирование специфичной городской среды Омска, можно считать равнинно-степную местность в междуречье Иртыша и Оми и наличие высокого берега крупной реки (Иртыша). Именно этот фактор определил и местоположение крепости и силуэт и панораму первых городских улиц. Степные просторы обусловили возможность регулярной планировки с достаточно длинными и широкими улицами.

Естественно, что с течением времени преобладающее значение природных факторов уступает место другим (социально-экономическим, политико-административным). В данном случае необходимо говорить о периодах наиболее активного развития торговли и промышленности (в связи с строительством ж.д.) и с изменениями политико-административного статуса города

П. 2.1. Омск – город сад п.2.1.1. Сады и парки: философско-культурный смысл и история развития

Растительность в городском культурном ландшафте выполняет лишь те функции, которые оптимизируют среду обитания людей, то есть декоративную и санитарно-гигиеническую. Зеленое убранство улиц и скверов оживляет и дополняет архитектурные ансамбли. Кроме того, зеленые зоны служат для очистки городского воздуха. Установлено, что каждое взрослое дерево (тополь или клен) задерживает и осаждает не менее 1 кг пыли в сутки. В целом древесно-кустарниковые насаждения очищают воздух на 50% летом и на 30 % - зимой, поглощая значительную часть выхлопных газов от автотранспорта и на 10-15 % снижая уровень городского шума277. В дополнение деревья насыщают воздух особыми летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на вредные для человеческого организма микробы. Естественно, что люди давно заметили столь полезные свойства деревьев и начали создавать сады и парки.

Сад – понятие, характеризующее с одной стороны природу, взаимодействующую с человеком, с другой – творчество самого человека, так как в саду природа предстает уже эстетически и художественно осмысленной и преобразованной.

По мнению Н.Г. Краснояровой, сад – «это реализованный проект преобразования природы сквозь призму определенного пейзажного мышления, пространственное воплощение его как идеала»278. При этом пейзажное мышление рассматривается автором как активная мировоззренческая установка, предшествующая деятельности и определяющая процесс. Пейзажное мышление выступает так же как способность видеть и наделять духовными смыслами пространственные формы окружающей человека среды, при этом среда (или отдельные ее элементы) приобретает характер символа. Неудивительно, что сад породил так много символических образов. Образ сада необходимо ассоциируется с образом убежища, укрытия, рая. Сад – представляет собой пространственный образ бессмертия. Очень часто сад рассматривают как один из элементов культурного наследия279.

Парк – большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами280. Сад и парк во многом схожи, но не идентичны. Парк обеспечивает организацию здорового (морально и физически) досуга. Существование сада предполагает удовлетворение, в том числе, хозяйственных потребностей. В парке пространственно-временной континуум моделируется человеком (задаются направления движения, регламентируется время работы аттракционов, игровых автоматов и киосков). Существование сада подчинено природным ритмам смены дня и ночи, смены времен года. Парк выступает как пространство, организованное объектами, сад – как вместилище объектов. В парке пространство выступает как цель формообразующей деятельности человека, опустевший и покинутый парк теряет смысл. В структуре сада сильнее проявляется природное начало, когда сад приходит в запустение, высвобождаются стихийные силы природы и он сливается с ней. У сада всегда есть автор, у парка нет одного создателя, но есть множество людей, обеспечивающих его деятельность281.

Сады и парки позволяют вносить человеческое в природу, а природу вводить в человеческое общество, они становятся связующим звеном между природой и человеком. Пожалуй, никто из нас не будет спорить с утверждением о том, что «Для успешного функционирования городу необходимо соединение четкой системы улиц и наличие зеленой зоны, когда зеленые насаждения трактуются не как разделяющие, а как связующие звенья городской среды»282. Однако не только наши современники понимали значимость природной (зеленой) составляющей городского пространства. Сады и парки были неотъемлемой чертой многих великих городов древности.

Декоративное садоводство появилось на самых ранних ступенях развития человеческой цивилизации, и в основе своей имело утилитарные сады, принадлежащие состоятельным людям и церкви. Древнейшие из известных (по настенным росписям) садов находились в Древнем Египте и Вавилоне. «Висячие сады» Семирамиды, считающиеся одним из семи чудес света, были построены в Южном дворце Вавилона примерно в VII в. до н.э. Раскопки показали, что на площади в один гектар располагались четырехъярусные сады. Своды ярусов опирались на колонны, высотой в 25 метров, и поддерживали платформы, сложенные из плоских каменных плит и устланные слоем камыша. Для гидроизоляции камыш заливали асфальтом и покрывали листами свинца. Сверху насыпали слой земли, достаточный для выращивания больших деревьев. Ярусы соединялись широкими лестницами, выложенными цветной плиткой. О необыкновенной красоте этих садов рассказывали греческие историки Диодор и Страбон.

Греческие города были искусно вписаны в природную среду, их окружали рощи оливковых деревьев, в том числе священные рощи. Сады располагались во внутренних двориках жилых домов, у храмов. Одним из видов публичных садов в Древней Греции были философские сады, предназначенные для ученых бесед и занятий. Обязательным условием устройства садов являлось размещение водоемов с мозаичным рисунком на дне, а цветы и кустарники высаживались в ящиках и кадках.

Садово-парковое искусство Древнего Рима наиболее полное свое выражение получило в садах дворцов и загородных усадеб знати. В композиции садов римляне использовали практически все известные на сегодняшний день приемы декоративного садоводства, включая малые архитектурные формы: скамьи, бассейны, фонтаны, декоративную скульптуру и др.

В средневековой Европе садово-парковое искусство получает воплощение, прежде всего в монастырских садах. Следуя аналогии библейского рая, монастырские сады размещались в прямоугольных либо квадратных дворах, имели регулярную структуру. При этом они делились по функциям: сад цветов для церковных служб, огород, виноградник, плодовый и аптекарский сады. Наибольшее распространение получил прием размещения в центре квадратного сада, на пересечении двух перпендикулярных дорожек колодца или большого дерева. В монастырских садах сформировался сад-лабиринт в виде стриженой изгороди.

Монастырские сады России несколько отличались от европейских. Будучи и хозяйственными, и декоративными, они занимали до трети территории внутри монастырских стен, и обязательно включали пруд, в котором разводили рыбу.

Основу плана исламского сада составляет «чор-бак» - четыре сада. Число четыре, в данном случае символизирует четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. План сада состоит из одного или нескольких квадратов, каждый из которых делится на четыре более мелких. Членение выполняется с помощью дорожек и растений, а также мелких каналов с водой. В центрах квадратов располагаются фонтаны и бассейны с фонтанчиками. Растительность представлена экзотическими растениями и благоухающими цветами. Обязательным атрибутом исламских садов были павлины и поющие птицы в золоченых клетках.

Знаменитые китайские императорские сады сочетали свободную планировку садов со строгой симметрией зданий, искусно вписанных в обработанный и облагороженный природный ландшафт. Сады обязательно включали в себя озера и возвышенности (нередко искусственно созданные). Широкое применение в китайских садах получили пешеходные мосты и беседки, выкрашенные в красный, изумрудно-зеленый, желтый и иные цвета. Такими акцентами отмечались наиболее выразительные части композиции.

Японские сады формировались в русле пейзажного стилевого направления. В отличии от китайских садов, где природа подвергалась «улучшению» в соответствии с точкой зрения человека, в японских садах природа лишь воспроизводилась в заранее заданных масштабах. Красота природы понималась как одна из форм постижения истины. Сущность японского сада заключалась в воспроизведении красоты природы в миниатюре. В связи с этим в Японии получило распространение искусство выращивания миниатюрных деревьев – бонсай.

Говоря о развитии садово-паркового искусства, нельзя не коснуться садов в стиле барокко. Дело в том, что стиль барокко оказал весьма значительное влияние на развитие паркового искусства. На разведение садов тратились немалые средства. В отличие от ренессансного, барочный сад не был местом для размышлений, хотя его устроение, полное аллегорий, служило познанию мира. Но в данном случае задача ставилась другая: прежде всего - удивить новизной замысла, остроумием, разнообразием зрелищных эффектов. Что соответствовало эстетике барокко в целом.

В Европе получил распространение итальянский террасный сад с расположенными на разных уровнях каскадами воды, бассейнами, гротами, нимфеями, павильонами, фонтанами. Террасы соединялись земляными пандусами, каменными лестницами и подводили к расположенному на склоне дворцу. Декорированные скульптурами аллеи и выложенные гравием или ракушками прогулочные дорожки вели к строго продуманным смотровым площадкам или «зелёным кабинетам», гротам, павильонам, которые неожиданно возникали среди растений. Для того чтобы струящаяся вода вызывала тонкие слуховые ощущения, в фонтанах или в каскадах порой специально монтировались музыкальные устройства.

Всюду скрывались аллегории, предназначенные для прочтения и разгадывания. Статуи изображали аллегорических персонажей, связанных с темой природы, моря, гроты символизировали уход в прошлое. И в то же время эта непростая иносказательность уживалась с поражающей воображение броскостью, неожиданными эффектными поворотами мысли. Во всём присутствовал элемент игры, театральности. Стрижка деревьев в виде фигур людей, животных, ваз, архитектурных деталей вполне отвечала эстетике века, ценившего всяческие курьёзы. Фонтаны-шутихи окатывали струями воды случайно их задевшего. Неожиданно обнаруживающиеся в конце аллеи или дорожки «зелёные кабинеты» посвящались статуе или фонтану.

Барочные сады в равной степени были предназначены и для праздничных действ с цветными фейерверками по ночам, и для уединённого отдыха. Для театральных постановок специально возводились павильоны в виде полукруглых стен из туфа с нишами, населёнными статуями. Сад барокко обсаживался плотными рядами деревьев или кустарников, определяющими его чёткие границы. Популярные в Европе ароматические растения создавали разнообразные обонятельные эффекты. Среди увлекающихся садоводством особенно ценились луковицы тюльпанов, привозимые из Голландии и стоившие очень дорого даже на родине. В целом сад отличался пышной растительностью, скрывавшей здание. Огромное значение придавалось видам из окон, с балконов, со смотровых площадок в самом саду, перспективам. Иллюзия раскрытия пространства в глубину, кропотливо создаваемая в доме, продолжала успешно развиваться и за его пределами.

В Европе в XVIII в. регулярные сады барокко постепенно уступают место пейзажным садам классицизма, особое распространение получившим в Англии. На смену регулярно распланированным партерам, боскетам и декоративным бассейнам приходит планировка без прямых линий, при которой в саду все казалось созданным самой природой (хотя в пейзажном саду не было случайных элементов). Все природные элементы, ручьи, пруды, холмы, группы деревьев, были тщательно спланированы с учетом наиболее их эффектного восприятия.

Расцвету русского регулярного паркостроения предшествовали кремлевские и отчасти монастырские сады Москвы допетровского времени. В декоративных садах при царских дворцах (в Измайлове, Коломенском, Кремле) регулярные элементы в виде цветников, плодово-огородных участков сочетались со свободными контурами рощ, лугов, прудов. Кстати древнерусское название сада – вертоград – прообраз райского Эдема, огражденного от всего греховного. Сады являлись обязательным элементами русских усадеб. Перед домом, обращенным фасадом на улицу располагался парадный двор, за домом – разбивался регулярный сад с декоративными водоемами, партерами и боскетами283. В России регулярный и пейзажный сады не противостояли, а дополняли друг друга.

К середине XVIII в. можно отнести формирование нового типа городского пространства – сквера284 – озелененной площади. К этому времени многие города утрачивают статус крепостей, и на месте крепостных стен разбиваются бульвары285. Городские скверы и бульвары получили регулярную планировку, тогда как пейзажные композиции остались характерными только для садово-паркового искусства.

Мероприятия, связанные с озеленением городских территорий, получили наибольший размах во второй половине XIX в. К этому времени проявляются негативные стороны промышленного производства и осознается потребность в озеленении городских территорий, в связи с чем начинают активно создаваться городские сады и парки. Естественно, что первые общественные сады возникли в Москве и Петербурге. В дальнейшем столичный опыт был распространен и на другие российские города.