- •Оглавление.
- •Раздел 1. Значение архивных исследований и опыт работы в архивах.
- •Раздел 2. Исторические исследования по архивным материалам.
- •Предисловие
- •Раздел 1. Значение архивных исследований
- •И опыт работы в архивах.
- •Революция в наших знаниях
- •А.Б. Давидсон
- •Постколониальная Африка, колониальные архивы и международные организации.
- •Приложение.
- •О типологии архивов, содержащих корпус источников по истории Африки хх века и опыте работы в некоторых из них.
- •Отечественные архивы и документы по истории Эфиопии
- •Архивы и устные свидетельства очевидцев: взаимодействие.
- •Национальный архив Торе ду Томбу в Лиссабоне и исторический архив Мозамбика в Мапуту.
- •Африканское языкознание в архивных материалах рцхидни (ргаспи)
- •Нигерийские документы на языке хауса в архивах Великобритании.
- •Древние архивы Тропической Африки.
- •Раздел II. Исторические исследования по архивным материалам. Золото в отношениях России и Южной Африки (конец х1х - начало хх вв.)
- •Советская помощь правительству Антуана Гизенги в бывшем Бельгийском Конго, 1960-61 гг. По материалам российских архивов.
- •История с историографией Южной Африки
- •Использование библиотеки посольства Нигерии при изучении истории Нигерии хх в. И советско-нигерийских отношений.
Предисловие
Эта книга представляет собой публикацию материалов международной научной конференции «Архивы - ключ к истории Африки ХХ века», проходившей в Москве 15-16 сентября 2004 года.
Готовя конференцию, приуроченную к 75-летию Аполлона Борисовича Давидсона1 и 33-летию Отдела истории Африки2, который он создал и которым продолжает руководить, мы выбрали такую тему далеко не случайно. Большое внимание к архивным источникам, любовь к работе в архивах, умение найти и оценить архивные документы – характерная черта научных исследований как самого Аполлона Борисовича, так и школы Давидсона в целом.
Важность поиска и ввода в научный оборот новых источников по истории Африки не нуждается в доказательстве. Притом, что период новейшей истории Африки в целом значительно лучше обеспечен письменными источниками, чем все предыдущие, все же исследователи не могут не ощущать многочисленных лакун.
Во-первых, число источников тем больше, чем ближе к сегодняшнему дню продвигается исследователь. Во-вторых, даже в наилучшим образом обеспеченные источниками годы за исключением, может быть, самых последних, ощущается явный дефицит источников африканского происхождения. Те же, что имеются, носят, в основном, «верхушечный» характер - это документы политических партий, трактаты их лидеров, другие произведения африканских интеллектуалов, пресса. Жизнь широких масс африканского общества, африканской глубинки в таких источниках, как правило, отражена весьма слабо.
Более разнообразную картину местной жизни могут дать архивные источники. Архивы содержат документы, как правило, не предназначенные для широкого распространения. Это значит, что архивные документы, опять же как правило, не подвергались цензуре – ни официальной, корректировавшей материалы для публикации в соответствии с политической конъюнктурой, ни «внутренней» - самоограничению автора в свободе выражения своих мыслей, опять же по конъюнктурным соображениям. А самое главное – абсолютное большинство документов по новой и новейшей истории Африки, содержащихся в архивах, никогда не публиковалось. У историка-африканиста, работающего в архивах, следовательно, всегда есть возможность находить новые источники и делать новые открытия в науке.
Для этого, правда, прежде всего нужно получить доступ в архив. Как правило, в зарубежных странах это достаточно просто: требуется (да и то не везде и не всегда) предъявить удостоверение личности и заполнить анкету, в которой в частности указывается сфера интересов (страны, хронологические рамки) и цель работы (написание диссертации, монографии и пр.) исследователя.
Как это ни парадоксально, значительно труднее получить доступ к работе с фондами отечественных архивов. Для этого обычно требуется официальное письмо от той организации, где работает исследователь. На рассмотрение такого письма уходит обычно не несколько минут, как в зарубежных архивах, а до нескольких недель. Однако в российских архивах документов собственно по истории Африки не так уж много, скорее там есть, как и в дипломатическом архиве любой страны, материалы об отношениях своего отечества с Африкой. В последнее время осуществлен ряд интересных публикаций таких документов3.
В этой книге представлены доклады, посвященные как российским, так и зарубежным архивам. Часть докладов – конкретно-исторические исследования, сделанные на базе новых архивных источников, часть носит историографический характер, но и они также связаны с архивами.
«Революцией в наших знаниях» назвал новые возможности для работы в архивах для отечественных африканистов А.Б. Давидсон, докладом которого открывается эта книга, и с ним нельзя не согласиться. Об изменении ситуации в самих архивах и в возможностях работать с ними, и не только отечественным исследователям, рассуждает А.Б. Летнев. А.С. Балезин предлагает наметки к типологизации архивов, содержащих корпус источников по истории Африки ХХ в. О соотношении устных свидетельств и архивных материалов рассуждает В.Г. Шубин.
Опытом работы в конкретных архивах - как африканских, так и европейских - делятся В.П. Городнов, А.М. Хазанов, А.А. Жуков, Н.А. Добронравин, А.С. Балезин. О конкретных архивных коллекциях и фондах рассказывает Ш. Джонс. Н.В. Громова показывает, что архивные источники дают материалы и по истории африканского языкознания, а С.Я. Берзина расширяет само понятие «архивы», причисляя туда каменные надписи Древней Африки.
Конкретные исследования, включенные в данный сборник, также сделаны на архивных материалах. Это - доклады южноафриканских ученых В. Виссера и Р. Мендельсона, и отечественных африканистов С.В. Мазова, Р.Р. Вяткиной и А.Д. Саватеева.
На конференции были выявлены несколько ключевых моментов, связанных с проблематикой архивных источников по истории Африки.
Во-первых, подчеркнута абсолютная необходимость работы историков-африканистов с архивными источниками.
Во-вторых, констатированы расширившиеся в последние годы возможности для работы в архивах, причем в большей степени зарубежных, чем в российских.
В-третьих, выявлены конкретные проблемы исследований в тех или иных архивах - наличие материалов, их доступность и пр.
В-четвертых, в результате работы с архивными материалами выявлен целый ряд новых конкретных фактов из истории Африки ХХ века.
В-пятых, расширилось и уточнилось само понятие «архив», в частности, расширились его хронологические рамки и наметились подходы к типологизации архивов.
Представленные здесь материалы показывают научную проблематику конференции, однако, к сожалению, не могут передать ее дух. Поэтому особо подчеркну, что наша конференция, как это обычно у нас бывает, проходила в дружеской, заинтересованной атмосфере. По сложившейся традиции, на каждом заседании было два сопредседателя – российский и зарубежный. Как всегда, ИСАА при МГУ предоставил в распоряжение конференции студентов, обеспечивавших перевод на английский язык для зарубежных участников. На этот раз студенты переводили также на язык африкаанс. Хотелось бы выразить им здесь особую благодарность.
Выражаю также благодарность Л.В. Ивановой, осуществившей подготовку этой книги к печати.
Председатель Оргкомитета конференции,
Д.и.н., проф. А.С. Балезин..
