Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Криминалистика_экзамен_90 вопросов.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.95 Mб
Скачать

89. Контроль и запись переговоров в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

1. Процессуальный порядок контроля и записи переговоров

Контроль и запись переговоров — это комплекс установленных уголовно-процессуальных за¬коном организационных и удостоверительных действий следователя по осуществлению контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц с целью получения сведений, имеющих значение для уголовного дела, а также для обеспечения безопасности потерпевшего, сви¬детеля или их близких родственников, родственников и близких лиц.

В соответствии со ст. 186 УПК РФ осуществляется контроль и запись телефонных и иных пере¬говоров.

Понятием «телефонные переговоры» охватываются переговоры абонентов, которые ведутся по городской, междугородней и международной телефонной связи, а также с использованием радио¬телефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи.

В понятие «иные переговоры» включаются переговоры, которые ведутся с использованием дру¬гих переговорных устройств (селекторных, проводных или беспроводных и иных средств передачи речевой информации), а также переговоры, которые ведутся путем непосредственного общения между субъектами, если их прослушивание и фиксация возможны путем применения соответст¬вующих технических средств.

Осуществление контроля и записи переговоров допускается при наличии двух условий: а) уголовное дело, по которому производится данное следственное действие, возбуждено по при¬знакам совершения тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 1 ст. 186 УПК РФ), или лицу предъявлено обвинение в совершении такого преступления и б) в материалах уголовного дела со¬держатся сведения, достаточные и необходимые для вывода о том, что телефонные и иные перего¬воры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, либо сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родст¬венников и близких лиц.

Таким образом; по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 186 УПК РФ, контроль и запись пере¬говоров могут осуществляться в отношении двух групп лиц: а) подозреваемых и обвиняемых в том значении, которое этим терминам придается в ст. 46 и 47 УПК РФ, и б) других лиц.

Под другими лицами следует понимать лиц, в отношении которых у следователя имеются све¬дения, дающие основание полагать, что они являются соучастниками преступления либо скрывают орудия и предметы преступления. К другим лицам следует относить также лиц, которые противо¬действуют расследованию преступлений. Сведения о таких лицах могут быть получены в ходе про¬изводства предварительного следствия или проведения оперативно-розыскных мероприятий, предшествующих принятию решения о производстве контроля и записи переговоров.

Процессуальным основанием осуществления контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц является судебное решение, полученное следователем в порядке, преду¬смотренном ст. 165 УПК РФ.

Процессуальным основанием для осуществления контроля и записи телефонных и иных перего¬воров потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц явля¬ется письменное заявление хотя бы одного из этих лиц, а при отсутствии такого заявления — суг дебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.

Контроль и запись переговоров как следственное действие представляют собой следующий ал¬горитм действий следователя.

1. Принятие решения о производстве контроля и записи переговоров. Контроль и запись переговоров могут производиться лишь при наличии оснований, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 186 УПК РФ. При этом уголовно-процессуальный закон не указывает, из каких источников должна быть по¬лучена информации о том, что во время телефонных и иных переговоров могут быть установлены обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, либо о том, что в отношении потерпевшего, свидетеля и других лиц высказываются угрозы и т.п. Такие сведения могут быть получены в ходе предварительного следствия или оперативно-розыскной деятельности, а также из сообщений граж¬дан, предприятий, учреждений и т.д.

По смыслу ст. 186 УПК РФ решение следователя о производстве данного следственного действия фиксируется в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и за¬писи телефонных и иных переговоров тогда, когда имеются основания, указанные в ч. 1 ст. 186 УПК РФ, либо при наличии оснований, указанных в части второй этой же статьи, отсутствует заявление потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц о высказанных в их адрес угрозах совершить насилие, о предпринятых в отношении их вымогательстве или иных преступных действиях. Однако и тогда, когда контроль и запись переговоров должны производиться на основании письменного заявления, необходимо выносить постановление о контроле и прослуши¬вании переговоров, поскольку без такого процессуального акта соответствующие органы, указанные в ч. 4 ст. 186 УПК РФ, не могут приступить к производству необходимых действий.

Содержание постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров установлено в ч. 3 ст. 186 УПК РФ, а его структура— в приложении 89 к ст. 476 УПК РФ.

Во вводной части постановления должны быть указаны: место и дата составления постановле¬ния; наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя) и номер уголовного дела.

В описательной части постановления излагаются основания производства контроля и записи телефонных и иных переговоров и указывается норма уголовно-процессуального закона (ст. 186 УПК РФ) на основании которой принимается данное решение.

В резолютивной части постановления:

- излагается решение следователя (дознавателя) ходатайствовать перед судом (с указанием конкретного суда) о даче разрешения на производство контроля и записи телефонных и иных переговоров;

- указываются фамилия, ими и отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;

- срок осуществления контроля и записи в месяцах;

- номера служебного или домашнего телефонов, по которым следует производить контроль записи переговоров;

- иные переговоры, которые подлежат контролю и записи, с указанием каких именно и по каким видам связи;

- какому органу поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Ходатайство следователя с согласия прокурора направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия и подлежит рассмотрению судьей в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.

По результатам рассмотрения представленного постановления судья выносит одно из двух реше¬ний: о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Если судья принимает первое из названных решений, то он выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров (Приложение 11 к ст. 477 УПК РФ).

В случае принятия судьей положительного решения по ходатайству следователя постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган (ч. 4 ст. 186 УПК РФ).

В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении ор¬ганизации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» «оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппара¬туре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юриди¬ческих и физических лиц, предоставляющих услуги связи..., в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности.

При отсутствии у органов Федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»1.

Непосредственно контроль и запись телефонных и иных переговоров уголовно-процессуальным законодательством не регламентируются и осуществляются по правилам, установленным ведомст-

венными нормативными актами (См., например: Приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. № 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных меро¬приятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова об¬щего пользования» (с изменениями, внесенными Верховным Судом РФ, от 25 сентября 2000 г.).

2. Истребование (получение) от органа, осуществляющего контроль и запись телефонных и иных переговоров, фонограммы, ее осмотр и прослушивание. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств (ч. 6 ст. 186 УПК РФ).

Осмотр и прослушивание фонограммы производится по правилам осмотра предметов и доку¬ментов, установленным в ст. 177 УПК РФ.

Осмотр полученной кассеты с фонограммой следует начинать с упаковки, обращая при этом внимание на возможные повреждения и наличие печати.

В ходе осмотра кассеты следует обращать особое внимание на наличие или отсутствие призна¬ков, свидетельствующих о возможном внесении изменений.

При прослушивании фонограммы обращается внимание на качество записи, отсутствие каких-либо технических погрешностей, особенности разговорной речи лиц, переговоры которых зафик¬сированы на фонограмме, а также на содержание самих переговоров, особенно в той их части, ко¬торая, по мнению лица, осуществляющего предварительное расследование, имеет непосредствен¬ное отношение к уголовному делу1.

В том случае, когда по техническим причинам невозможно прослушать всю запись, содержа¬щуюся на фонограмме, либо ее часть, в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы необхо¬димо сделать соответствующую отметку. Это будет основанием для последующего назначения и проведения фонографической или фоноскопической экспертизы2.

В зависимости от результатов осмотра кассеты и прослушивания фонограммы следователь при¬нимает решение о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказа¬тельства.

2. Фиксация результатов контроля и записи переговоров

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и про¬слушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу (ч. 7 ст. 186 УПК РФ).

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании поста¬новления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании (ч.8 ст. 186 УПК РФ).