
- •Открытие «подросткового возраста»
- •Молодежь, преступность и «делинквентность»
- •Биологический детерминизм
- •Делинквентная личность: психологическое измерение
- •Радикальная криминология и деконструирование делинквентности
- •«Ужасная молодежь»: клинический дискурс
- •«Запущенные молодые»
- •«Мятежная молодежь»: дискурс неприязни
- •Дискурс мускульного соревнования
- •«Больная молодежь» и беспорядочность потребления
- •«Испорченная молодежь»: дискурс сексуальной девиации
- •Теории молодежи и досуга
- •«Неполноценная молодежь»
- •«Бунтующая молодежь»
- •Сексуальные девиации
Репрезентация молодежи: исследование молодежи и подростков в Британии и Америке
Кристин Гриффин
Griffin C. Representation of Youth. The Study of Youth and Adolescence in Britain and America. Cambridge: Polity Press, 1993. Перевод с английского.
Век подростка: от 1880 до 1980
Имеет смысл выделять следующие перспективы в социологии молодежи:
«Mainstream» в социологии молодежи используется для описания господствующего направления, которое интерпретирует причины возникновения молодежной культуры (прежде всего подростковой девиантности).
Радикальные перспективы — направления, которые сформировались через теоретическую, политическую и методологическую критику господствующей тенденции в социологии молодежи.
В этих перспективах просматривается стремление представить молодых людей как бы в двух ипостасях — и как источник, и как жертву целой серии социальных проблем, через адаптацию термина «жертва-виновник» для поиска причин этого специфического феномена. Радикальные перспективы в набольшей степени апеллируют к структуралистской и постструктуралистской парадигмам.
Десятилетие 80-х — эпоха Тэтчер и Рейгана - продемонстрировало подъем «нового права» по обеим сторонам Атлантики, что повлияло на воскрешение из мертвых принципов биологического детерминизма, который ранее имел большой успех в трактовках «молодежи» и «подростков». Однако сегодня все острее ощущается необходимость преодоления дисциплинарных барьеров в изучении молодежи, и, прежде всего, разрыва между социологией и психологией.
Современные молодежные исследования частично могут быть прочитаны как отражение или отголосок гегемонии (господства) здравого смысла во взглядах на молодежь и подростков, в качестве всех значений и ценностей, которые ученые стремятся брать за основу. Этот подход включает в себя: конструкции некоего возрастного статуса молодежи; разграничение между «нормальными» и «девиантными» формами подросткового поведения; семейные формы культурной практики и т.п. Словом, «молодежь» — это не некая гомогенная категория. Материальные условия жизни разных молодых людей, их жизненный опыт не имеют какого-то общего смысла или значения.
(…)
Открытие «подросткового возраста»
Обычно открытие этого феномена приписывается американскому психологу Стенли Холлу. В его работе синтезированы различные темы западных идеологов девятнадцатого века вокруг проблем образования, сексуальности, семейной жизни и рабочей занятости.
Для Холла и его современников подростковость определялась как психологический период, который актуализируется с началом полового созревания. Холл представлял подростковость как процесс становления и период перехода, обрисованный в категориях духовной перестройки юной личности. Для Холла источники религиозной перестройки связаны с психологическими изменениями полового взросления: пробуждением сексуальных желаний и переходом к нормальной взрослой генитальной гетеросексуальности. Холл пытался сочетать христианскую теологию с его собственным представлением о психологической генетике. В результате его работа была полна противоречий.
Зарождение половой зрелости располагается в неуправляемых биологических импульсах, которые инициируются периодом «шторма и стресса», для которого характерны альтернативные и оппозиционные эмоции. Подростковость была представлена, как период невероятного стресса для всех. Переживаемое в этот период гармональное волнение помещает подростковость по ту сторону «зрелой» взрослости. Холл одновременно отстаивает необходимость использования в отношении подростка двух противоречивых микстур: свободы и контроля. Свобода позволяет подросткам открывать их потенции, а контроль абсолютно необходим для установления порядка и самодисциплины. Холл доказывал, что нормальная сексуальность впервые проявляется в период полового созревания и что она приобретает форму генитальной гетеросексуальности. Он по- своему трактует психоанализ Фрейда.
Холл комбинировал в своей трактовке подростковости противоречивые элементы «расового» анализа и евгеники. Его трактовка социального класса достаточно ясно происходит из его подхода к регуляции «делинквентности». Его исследования фокусируются на подростковых ошибках и недостатках, которые он представляет как врожденные разрешения по отношению к раннему «варварскому» прошлому. Хотя его двухтомный опус сейчас мало кто читает, его имя по прежнему цитируется во многих современных текстах, как имя «первооткрывателя» подросткового возраста.
Молодежь, преступность и «делинквентность»
Научная литература о делинквентной молодежи выросла частично из официальной заботы об активности молодых людей вне взрослого надзора родителей, учителей и работодателей. В течение всего 19 века подобные побуждения особенно ярко отражались в перманентной моральной панике по поводу уличных городских банд молодых людей из рабочего класса. Официальная литература рисовала этих подростков с точки зрения респектабельной буржуазии. Поэтому естественно, что преступность ассоциировалась с молодыми городскими рабочими, особенно с молодыми мужчинами. Последние были представлены как нуждающиеся в протекции от самих себя и от различных взрослых искушений городской жизни.
Молодые женщины конструировались как один из источников подобных искушений, а частично и как некоторая группа риска, которая включается в криминальную активность и поэтому также нуждается в протекции. Делинквентность в основном представлялась как молодежные реакции на «нормальное», цивилизованное поведение, ценности которого конструировались в качестве универсально признанных. Одним из центральных моментов официальной заботы о молодежи была критика семейных практик рабочего класса, методов воспитания детей и культурного опыта, которые также понимались как выражение «цивилизованных» буржуазных норм.
Эти паники об «опасных классах» и делинквентной молодости, находящейся вне взрослого контроля комбинировались с давлением социальных реформаторов на изменение судебной системы западных обществ и особенно порядка судебного надзора над подростками.
(…)