Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции. Психология сиротства. Спец. Психология...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.59 Mб
Скачать

14.1 Кризис идентичности : теория э. Эриксона

Идентичность – это чувство обретения, адек­ватности и владения личностью собственным «Я», независимо от из­менения ситуации. Э. Эриксон, работы которого сделали понятий идентичности одним из центральных в психологии личности, связы­вает подростковый и юношеский возраст с кризисом идентичности, который «...происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов дет­ства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цель­ность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам и тем, что по свидетельству его обострен­ного чувства ожидают от него другие»

Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивидуума. Она образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах жизни человека. Она приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными ему ранее родителями, сверстниками и обществом. И, наконец, внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цели и смысл будущей жизни индивидуума.

Эриксон описывал формирование идентичности как процесс выбора, происходящего путём исследования различных вариантов и опробования ролей.

С середины 60-х гг. 20 в. появилось большое количество научных работ, которые подтверждают психосоциальную модель Эриксона. Среди них особенно важны труды Джеймса Марша, который выделяет 4 основных варианта, или статуса идентичности:

  1. предрешённость (или преждевременная идентичность);

  2. диффузия (или размытая идентичность);

  3. мораторий;

  4. достигнутая (зрелая) идентичность.

Перед подростком, обретшим способность к обобщению, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом, как о школьнике, друге, спортсмене, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справля­ется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощуще­ние того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает путаница ролей, или спутанная идентичность.

Таким образом, по Э. Эриксону, идентичность понимается как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве, в том числе в пространстве социальных ролей) и целост­ность (преемственность личности во времени).

14.2 Условия формирования идентичности ребёнка-сироты

Обсуждая проблему тождественности применительно к детям, рас­тущим вне семьи, отметим следующее.

Основную причину развития негативной «Я-концепции» и спутанной идентичности у детей, воспитывающихся вне семьи, большинство исследователей видят в том, что ребенок из учреждения с раннего дет­ства имеет дело не с несколькими постоянно присутствующими любя­щими и заботливыми взрослыми, каковыми для ребенка обычно яв­ляются мать, отец, бабушки, дедушки, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего пове­дения, и по характеру эмоционального отношения к ребенку.

Поскольку «Я-концепция» в раннем детстве формируется прежде все­го на основе отражения человека в «социальном зеркале», т. е. на ос­нове того, как к нему относятся, что в нем видят другие люди, то в слу­чае множественности, мультипликации таких зеркал, несовпадения отражений в них у ребенка и не развивается чувства тождества себе, идентичности.

Говоря о целостности как важном аспекте идентичности, также сле­дует сказать, что она обретается детьми из детских учреждений с боль­шим трудом. Выше мы уже писали о специфике развития временной перспективы будущего у детей из интерната. Сейчас же обратим вни­мание на то, какую роль играет представление этих детей о своем про­шлом и их отношение к своему прошлому.

И. Лангмейер и 3. Матейчек писали: «Удивительно, насколько мало осведомлены дети, поступающие в семей­ные группы, о себе и своем прошлом. У них обычно бывают какие-то весьма туманные представления о собственной семье, а потом уже лишь впечатления от пребывания в учреждении. Это ничтожно мало по срав­нению с тем, что знают дети из семей, где альбомы фотографий запе­чатлевают прошлое всей семьи, мебель несет следы творчества детских Рук, традиции проявляются во всем, что происходит в доме, а забавные Детские истории из прошлой жизни ребенка снова и снова повторяются за семейным столом. Прошлое ясно, и оно постоянно присутствует. Напро­тив, неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «со­циального» осиротения выявилась как фактор, препятствующий созданию собственной идентичности».

Значение субъективного прошлого в развитии личности человека, становлении его идентичности часто недооценивается. Воспитатели, приемные родители, зная, каким тяжелым, часто почти невыноси­мым было прошлое их воспитанников, из самых лучших побуждений стараются о нем не вспоминать, всеми силами отвлекать ребенка от воспоминаний о нем, подчеркнуть, что его жизнь начинается заново, «с чистого листа». Этого, однако, ни в коем случае нельзя делать, по­тому что человек не может жить без прошлого. Вытесненное, неосмысленное, как бы забытое, оно в действительности никуда не уходит, а остается чуждым, враждебным, раздирающим личность на части. Идентичность как целостность, непрерывность во времени на этом пути недостижима. Из этого следует, что каким бы тяжелым и безра­достным не было прошлое ребенка, он должен его помнить, Взрослые должны заботиться о том, чтобы помочь ребенку восстановить эти вос­поминания, переработать их и включить в целостный субъективный опыт.