Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции. Психология сиротства. Спец. Психология...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.01.2020
Размер:
1.59 Mб
Скачать

6.1 Последствия нарушения привязанности

Если отношения привязанности, как уже отмечалось выше, являются существенной частью нормального развития и если их формирование проходит через ряд предсказуемых, общих для всех детей ступеней, то что происходит с ребенком:

  1. который лишен таких отношений или у которого ход развития привязанности нарушается;

  2. который воспитывается в детском доме и о котором в течение первых лет его жизни заботятся многие сменяющие друг друга люди;

  3. который вынужден провести длительное время в больнице;

  4. который начал устанавливать с кем-то тесные отношения и был внезапно разлучен с этим человеком.

В предыдущих разрелах было отмечено, что продолжительная госпитализация замедляет развитие когнитивных и сенсорномоторных навыков у младенцев. Еще более негативное действие оказывает на эмоциональное развитие ребенка психосоциальная депривация.

Как отмечают психологи в результате психосоциальной депривации возникает так называемое расстройство реакции привязанности (выраженное нарушение общения с окружающими), которое может проявляться в двух формах:

  1. устойчивом нежелании вступать в контакт или поддерживать общение с окружающими (например, у младенцев отсутствие зрительного слежения и реципрокной игры, отсутствие голосового подражания или шаловливости), апатии, снижении или отсутствии спонтанности; в более старшем возрасте отсутствии или недостаточности любопытства или общительности;

  2. неразборчивой общительности, например, чрезмерной фамильярности с почти незнакомыми людьми, постоянных просьбах о чем-то и требовании повышенного внимания.

Как правило, в основе этого лежат значительные недостатки в заботе о ребенке такие как:

  1. постоянное пренебрежение основными эмоциональными потребностями ребенка в комфорте, стимуляции и внимании (например, применение тяжелых наказания человеком, заботящимся о ребенке; постоянное пренебрежение);

  2. постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка, включая питание, уборку и защиту от физической опасности и нападения (включая сексуальные оскорбления).

  3. повторяющаяся смена лиц, осуществляющих уход за ребенком так, что устойчивая привязанность невозможна (например, частая смена персонала, «отцов» и пр.).

Причинами плохой заботы о ребенке, враждебных действий по отношению к нему или пренебрежения его основными нуждами могут быть умственная отсталость у родителей, отсутствие у них навыков заботы о ребенке из-за неправильного воспитания, социальная изоляция или депривация, а также преждевременное материнство (во время раннего и среднего подросткового возраста), неспособность отреагировать и обеспечить потребности ребенка, доминирование собственных потребностей родителей над потребностями ребенка, слишком частая смена осуществляющего заботу, помещение в детское учреждение, повторные длительные госпитализации или частая смена местожительства – все это увеличивает вероятность развития у ребенка расстройства реакции привязанности.

По многочисленным свидетельствам врачей и воспитателей детских домов и приютов последствиями такого отношения к ребенку является его неспособность к благополучию. Часто у этих младенцев бывают гипокинез (малоподвижность), немота, апатия с нарушением спонтанной активности. Они выглядят печальными, несчастными, безрадостными или страдающими. Некоторые дети выглядят испуганными и настороженными. Несмотря на это, у этих детей может быть задержка реакции на стимул (резкий звук, яркий свет), который у нормальных детей вызывает страх или замкнутость.

Из-за постоянного недоедания у большинства из этих детей масса тела значительно ниже соответствующего возраста, окружность головы обычно нормальная для своего возраста, может быть отмечено нарушение и мышечного тонуса, кожа холоднее и бледнее, чем у нормальных детей, кости обычно недоразвиты. Уровень гормона роста как правило нормальный или повышенный, что говорит о том, что нарушение роста у этих детей вторичное по отношению к нарушению питания и нехватке калорий. Эти дети быстро укрепляются физически и набирают массу тела после помещения в нормальные условия жизнедеятельности.

В социальном плане у этих детей обычно бывает аспонтанность и выраженное снижение как инициативы для общения, так и/или реакции взаимодействия с лицом, осуществляющим заботу. Как это не парадоксально, ребенок может быть индифферентен к разлуке с матерью. Эти дети часто не проявляют свойственных нормальным детям огорчения, беспокойства или протеста по поводу сепарации от матери. Более старшие младенцы выявляют мало интереса к окружающему. Они не хотят играть с игрушками, даже если их просят. Однако они сразу или постепенно начинают интересоваться и общаться с лицами, ухаживающими за ними в детском учреждении.

Кроме того, было определено, что младенцы, за которыми ухаживают постоянно сменяющие друг друга люди, удовлетворяющие лишь их основные физические потребности, просто не в состоянии развить отношения привязанности. Нарушается согласованность и непрерывность реакций младенца и воспитателя друг на друга; социальная интеракция, которая обеспечивает возможность выражения эмоций, отсутствует. Результатом становится глубокая апатия, уход в себя и, как правило, угнетение различных функций ребенка, что со временем приводит к развитию неадекватной личности. В этом случае невозможность установления дружеской привязанности (особенно, при сформированном «безэмоциональном характере») сопровождается у ребенка отсутствием чувства вины, неспособностью подчиняться правилам и формированием потребности во внимании и ласке.

Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря, куда те попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок – приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, – заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам – дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей. Тонкие и наблюдательные исследователи показали, что восстановить отношения удалось только через посредство этих внутригрупповых связей.