Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
текст 1ч..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
06.01.2020
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Философия романтизма

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности»[2] (Шлейермахер). Деистической концепции бога как высшего разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея живого бога.

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер

Центр художественной системы романтизма — личность,  а его главный конфликт — личности и общества.  Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой  французской революции. Появление романтизма связано  с антипросветительским движением, причины которого лежат  в разочаровании в цивилизации, в социальном,  промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом  которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка  и духовное опустошение личности.

В области эстетики Р. противопоставил классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника, преображение реального мира. Художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, нежели эмпирическая действительность, ибо само искусство, творчество являет собой сокровенную суть, глубинный смысл и высшую ценность мира, а значит и высшую реальность

Противостоял романтизм эпохе Просвещения  и в словесном плане: язык романтических произведений,  стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех  читателей, представлял собой нечто противоположное классике  с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной,  например, для классической трагедии. Романтический герой — личность сложная, страстная,  внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая  вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все  страсти, и высокие и низкие, которые  противопоставлялись друг другу. Высокая страсть — любовь  во всех ее проявлениях, низкая — жадность,  честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики  противопоставляли жизнь духа, в особенности религию,  искусство, философию. Интерес к сильным и ярким  чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям  души — характерные черты романтизма.

Романтики обращались к различным историческим эпохам,  их привлекало их своеобразие, влекли экзотические  и таинственные страны и обстоятельства. Интерес  к истории стал одним из  непреходящих завоеваний  художественной системы романтизма. Он выразился  в создании жанра исторического романа.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним  из отличительных свойств которой было увлечение  общественными и политическими проблемами

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести,  лиро-эпической поэмы, баллады — заслуга романтиков.  Их новаторство проявилось и в лирике,  в частности, в использовании многозначности слова,  развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями  в области стихосложения, метра, ритма.  

Для романтизма характерен синтез родов и жанров,  их взаимопроникновение. Романтическая художественная система  основывалась на синтезе искусства, философии, религии.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.