Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зоопсихология учебник.DOC
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
4.57 Mб
Скачать

17.3.5. Сложное обучение и уровень развития животных

На основании сравнительно-физиологических исследований представителей главных классов позвоночных животных – рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, в том числе грызунов. хищных и приматов, Л.Г.Воронин пришел к заключению, что скорость образования условных рефлексов сама по себе, без учета качественных особенностей реакций, не является свидетельством высоты развития высшей нервной деятельности животных. Она может зависеть от типологических особенностей, степени развития тормозных явлений, и ориентировочно-исследовательской активности животного.

Устанавливая равную скорость образования простейших временных связей, относящихся к реакции пищедобывания у животных разных филогенетических уровней, Воронин подчеркивает, что у представителей разных систематических групп имеются качественные отличия высшей нервной деятельности, выражающиеся в сложности поведения и в способности к интегрированию деятельности различных анализаторов. Эти качественные особенности, по его мнению, "определяются широтой возможности установления временных связей между большим или малым количеством элементов бесконечно сложной внешней и внутренней среды и врожденными или приобретенными деятельностями организма." (Л.Г.Воронин, Анализ и синтез сложных раздражителей у высших животных. М.1952, стр.184).

Чтобы оценить степень развития более сложных когнитивных функций, необходимо было разработать другие процедуры обучения животных, которые требовали бы улавливания общего «правила», «алгоритма» решения серии однотипных задач. Предполагалось, что их использование могло бы выявить различия в обучении и когнитивных процессах, которые коррелировали бы со сложностью строения мозга.

В лаборатории Л. Г. Воронина в 60-е годы проводились массовые исследования скорости формирования «цепных» УР у животных разных таксономических групп: рыбах, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. В результате было показано, что «цепи» УР легче вырабатываются и дольше сохраняются у животных с более развитым мозгом.

Методом, позволяющим сравнивать между собой животных с разным уровнем развития головного мозга оказался метод многократных переделок УР, или формирование установки на обучение, предложенный Биттерманом (1973) Этот метод также позволил выявить различия в способности к обучению у животных разных видов, коррелирующие с уровнем развития мозга.

Скорость формирования установки на обучение соответствует уровню организации мозга: низкая — у грызунов, выше — у хищных млекопитающих и врановых птиц, очень высокая — у приматов в целом.

Вместе с тем внутри отрада приматов существуют определенные различия по этому показателю. Наиболее успешно формируют «установку» человекообразные обезьяны, причем шимпанзе опережают в этом отношении других антропоидов, включая горилл, и даже детей с низким коэффициентом интеллектуального развития, что служит одной из важных иллюстраций широко распространенного представления об исключительной близости шимпанзе к человеку (Rumbaugh et al., 2000).

Межвидовые различия обнаруживаются и в скорости обучения «выбору по образцу». Если крысам и голубям требуются сотни сочетаний для формирования и упрочения реакции выбора по сходству, то человекообразным обезьянам нужен гораздо меньший период тренировки, а в некоторых случаях им достаточно первых проб.

При сравнении способностей животных разных видов к обучению простым условным рефлексам различий не обнаруживается. В тестах на способность к сложным формам обучения, когда животное должно уловить (понять) общее правило выбора, большего успеха добиваются животные с более высокоорганизованным мозгом.

Критерием уровня психического развития животных следует считать степень сложности контакта организма с внешней средой, обусловленную свойствами организма в связи с интегрированием деятельности его анализаторов и воспроизведением процессов анализа и синтеза.

Эволюция поведения позвоночных животных в соответствии с усложнением их центральной нервной системы идет в основном по линии все большего развития и усложнения надстройки ненаследственных реакций. Об этом писал А. Н. Северцов [1922], отмечая, что у хордовых эволюция пошла в направлении прогрессивного развития психики "разумного типа", т. е. наследственно нефиксированных действий. Именно этот путь можно считать основной линией прогресса поведения, ведущей, в конце концов, к разуму человека. Эта линия, базируясь на совершенствовании поведения в онтогенезе животного, прошла длительный путь развития. Простые условные рефлексы образуются практически с одной и той же скоростью почти у всех позвоночных. Однако, птицы и млекопитающие отличаются возможностью выработки условных рефлексов на комплексные раздражители и на сложные цепи раздражителей, выработкой сложных двигательных стереотипов, более выраженным внутренним торможением, более быстрой переделкой условных рефлексов, способностью к сложным ассоциациям индифферентных раздражителей. Обнаружены также соответствующие различия в способности к выработке сложных навыков, а у позвоночных с наиболее высоко развитой психикой — способность к сложным действиям в необычной обстановке, т.е. рассудочная деятельность

Эта линия поведенческого прогресса связана со всей организацией животных, их активностью, а также с централизацией нервной системы, ее цефализацией и формированием структуры и образованием мозга позвоночных с развитием в нем специальных ассоциативных зон, особенно широко обособленных в мозге человека.