Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие СПИ (Автосохраненный) (Автосохр...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.57 Mб
Скачать

Тема 4. Предупреждение коррупционных рисков в Федеральной службе судебных приставов

Вопросы лекции:

  1. Политико-правовая концепция противодействия коррупции в Российской Федерации127.

Антикоррупционная правовая политика представляет собой многозначное понятие в зависимости от контекста, антикоррупционную правовую политику наиболее уместно трактовать как антикоррупционную политику государства в сфере действия права, как политику в правовом пространстве (в правовом поле) борьбы с коррупцией или как стратегию деятельности государства в сфере правового регулирования противодействия коррупции.

Проведение эффективной антикоррупционной правовой политики на современном этапе развития российского общества является одним из важнейших факторов его успешного демократического реформирования и становления правового государства, обеспечения национальной безопасности и гарантированной реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Для выражения форм воплощения правовой политики предлагается использование термина «форма институционализации». Что касается антикоррупционной правовой политики, то она, думается, может проводиться в жизнь в следующих формах: а) правовая доктрина; б) правотворчество; в) правоприменение; г) профилактика (включая правовое воспитание); д) международное сотрудничество; е) организационно-управленческая деятельность.

В современной России противодействие коррупции приобретает последовательное политическое и правовое обеспечение. За последние годы ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций, Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), реализуется Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также ряд иных нормативных правовых актов, которые имеют специальное антикоррупционное предназначение. Указанные мероприятия образовали стратегическую линию государственной политики в сфере противодействия коррупции в необходимом ресурсном обеспечении. При этом в содержании такой политики концентрированное выражение получила беспрецедентная для России система антикоррупционных средств, обладающих предупредительным, а не карательным (репрессивным) потенциалом.

Существуют антикоррупционные конвенции, в которых участвует (или намерена участвовать) Российская Федерация, с точки зрения их имплементации в российское законодательство. В частности, это Конвенция ООН против коррупции (31 октября 2003 г.)128, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (27 января 1999 г.)129, Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (4 ноября 1999 г.)130, Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (15 мая 2003 г.)140.

Организованная коррупция проявляется преимущественно в трех взаимосвязанных сферах: экономической, правоохранительной, политической. Порядок приоритетности определен логикой развития организованной коррупции. Полученные в результате коррупции незаконные доходы в экономической сфере легализуются посредством подкупа представителей правоохранительной сферы. Использование легализованных доходов в политической сфере также достигается при помощи коррупции (подкуп избирателей, лоббирование интересов в правотворческой сфере). В таком содержании организованная коррупция приобретает институциональный характер.

Организованная коррупция имеет технологию планирования, совершенствуется эталон ее проявлений, которые фиксируются правоохранительными органами, но уже в связи с другими криминальными явлениями – рейдерством, подавлением конкуренции, нарушением избирательных прав, лоббизмом, наркобизнесом.

В качестве содержание реагирования на организованную коррупцию в совокупности мер, связанных с практикой выделяются:

- выявления уголовно-наказуемых и иных проявлений организованной коррупции, а также лиц в ней участвующих;

- реагирования на причины и условия, способствующие совершению различных проявлений организованной коррупции с целью их устранения или нейтрализации.

Определение содержания коррупционных рисков, связанных с несоблюдением установленных законодательством запретов, следует находить в нормативно-правовых требованиях, предъявляемых к государственным служащим. К таковым относятся обязанности, ограничения и запреты, связанные с прохождением гражданской службы, направленные на предупреждение незаконного использования лицом своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды. Операциональное определение антикоррупционного содержания обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы, основано на толковании понятия коррупции, которое дано в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»141.

Содержание коррупционных рисков, связанных с реализацией государственными служащими полномочий, рассматривается в плоскости их профессиональной деятельности. Коррупционные риски образуются в результате действий (бездействий) государственных служащих, в том числе, возникающих под внешним влиянием (склонение государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений).

Сферы правоотношений, в которых высока вероятность проявления коррупционных рисков, выделяются исходя из указания на антикоррупционные стандарты приоритетных областей антикоррупционной политики, которые отражены в модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят МПА СНГ от 15 ноября 2003 г.142).

Развитие правового института урегулирования конфликта интересов рассматриваются в контексте исключения пробелов правового регулирования, касающегося порядка уведомления служащим своего работодателя о случаях возникновения конфликта интересов, механизма отвода и самоотвода государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, порядка передачи в доверительное управление ценных бумаг, распоряжение которыми может вызвать конфликт интересов.

Экспертиза на коррупциогенность проектов нормативных правовых актов представляет собой систему превентивного воздействия на возможные проявления коррупции, вызванные наличием коррупционных факторов, которые моделируются без учета реальных проявлений коррупции. Более репрезентативна экспертиза на коррупциогенность действующих норм законодательства, основу которой составляет мониторинг правоприменения и изучение коррупционных практик. Это согласуется с целями достижения предупреждения (профилактики) коррупции путем экспертизы на коррупциогенность, в том понимании, которое дано в Национальном плане противодействия коррупции, где изучение практики правоприменения тесно связывается с вопросами корректировки законодательства. Реализацию этих задач автор рассматривает в контексте полномочий и функций Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.

Задачи антикоррупционного мониторингв:

- выявление конкретных видов коррупционных технологий в правоприменительной практике органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- поиск эффективных способов предупреждения и пресечения выявленных коррупционных технологий (в том числе путем предложения конкретных изменений в федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты).