Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РАЗДЕЛ 1 _версия 2013г..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
940.03 Кб
Скачать

Тема 2. Аспекты мировой экономической безопасности Тема 2.1. Виды международной экономической безопасности

В условиях экономической глобализации российский бизнес не может быть сферой экономической деятельности исключительно на территории России. В рыночной экономике свободное движение капи­тала является основой инвестиционного потенциала развития россий­ского бизнеса. Эта сфера бизнеса выступает в качестве главного фактора учета состояния международной безопасности. Влияние международной безопасности на развитие российского бизнеса связано с разными (основными) категориями безопасности следующим образом.

К сфере международной безопасности, оказывающей влияние на российский бизнес можно отнести следующие виды безопасности бизнеса:

  • правовую безопасность;

  • информационную безопасность;

  • экологическую безопасность;

  • экономическую безопасность;

  • производственную безопасность;

  • военно-техническую безопасность.

Правовая безопасность бизнеса учитывает состояние мирового право­вого и единого правового пространства России в вопросах гармонизации международных и российских законодательных и нормативно-правовых актов, актуализации деятельности финансовых рынков и валютной по­литики, защиты инвестиций и интересов инвесторов, развития право­применительной практики.

В условиях действующего в России законодательства наибольшую угрозу безопасности бизнеса представляет правоохранительная система и практика судопроизводства.

В России отсутствует механизм защиты собственника предприятия от его захвата. Причем это происходит при прямом участии правоохрани­тельных органов, в компетенцию которых не входит регулирование хо­зяйственных споров. Например, за последние несколько лет только в г. Москве захвачены несколько тысяч предприятий. Захват предприятия - один из способов неправового передела собственности с применением любых силовых, в том числе криминальных, методов. Чиновники всех ветвей власти не оказывают никакой помощи предпринимателям в таких ситуациях. Как реагирует мировое бизнес-сообщество на российскую практику захвата собственности? В России и за рубежом о такой практи­ке говорят, как о неблагоприятном инвестиционном климате, об отсут­ствии защиты инвесторов и собственников. Судебные процедуры по этим вопросам или вовсе не имеют перспективы, или растягиваются на годы с участием разных судебных инстанций, в результате которых под­линный собственник оказывается банкротом.

Наиболее неурегулированной остается практика судопроизводства. Зарубежные суды не только общей юрисдикции, но и так называемые коммерческие суды при нынешнем состоянии российского права могут предъявить иски и обанкротить предприятия на территории России. Да­же Европейский суд по защите прав человека (г. Страсбург) может выне­сти неправовое, по российским правовым нормам, решение, которое обязаны выполнить органы по исполнению судебных решений. Эффек­тивной защиты от влияния зарубежных правоохранительных систем на российский бизнес на данном этапе не имеется.

Информационная безопасность бизнеса учитывает состояние междуна­родного информационного и единого информационного пространства России в вопросах использования унифицированных методов и средств обращения информации. К ним относятся: унифицированные носители информации, унифицированные технические средства поиска, приема, переработки, хранения и использования информации (главным образом кодированной с помощью штриховых кодов), унифицированные разнооб­разные базы данных в маркетинге и менеджменте, корпоративные между­народные и национальные информационные системы и сети связи, техно­логии защиты информации от несанкционированного использования.

При рассмотрении взаимосвязи безопасности бизнеса и безопасно­сти личности следует учитывать такой исключительно важный фактор, как безопасность в сфере информационного воздействия на организм человека и пока потенциальную угрозу создания информационного ору­жия массового поражения, возможности которого выходят за границы национальной юрисдикции. Информационную индустрию не случайно называют приоритетом международного сотрудничества в XXI в. Ин­формационный бизнес охватывает все сферы человеческой деятельно­сти, оказывает самое непосредственное влияние на конкурентоспособ­ность товаропроизводителей и продавцов, на маркетинг и менеджмент предпринимательской деятельности, на развитие кредитно-финансовых институтов, на контрольно-надзорную деятельность в области предпри­нимательства, потребления товаров и услуг, в сферах образования, здра­воохранения, культуры, социального обеспечения, в непосредственном повышении качества жизни населения. Именно информационные технологии являются главным инструментом обеспечения безопасности бизнеса в совокупности с единым правовым пространством страны.

Экологическая безопасность бизнеса учитывает состояние совокупно­сти экосистем: планетарной (международной), национальной, террито­риальной (региональной), локальной (ограниченно территориальной), предприятия. Предприятие можно рассматривать как автономно функ­ционирующее звено в общей структуре национальной экосистемы. В своей экологической деятельности, связанной с хозяйственной, пред­приятие обязано руководствоваться целями, задачами и нормами обес­печения экологической безопасности планетарной экосистемы с учетом особенностей всех экосистем рангом ниже. Международные экологиче­ские требования, процедуры и нормы являются приоритетными для эко­логической деятельности предприятия.

В настоящее время международное экологическое право представле­но в виде международных конвенций, деклараций, протоколов, согла­шений. Эти правовые требования и нормы, в основном, отражены в рос­сийских законодательных актах и экологические правовые угрозы рос­сийскому бизнесу в значительной мере поддаются урегулированию. Не­урегулированными для всех экосистем остаются вопросы нормирования параметров состояния в иерархической последовательности от плане­тарной до экосистемы отдельного предприятия. По существу, планетар­ной экосистемы ни в правовом, ни в организационном отношениях не существует. Имеются в лучшем случае национальные экосистемы, уста­навливающие собственные нормативы устойчивого состояния экоси­стем рангом ниже в пределах территорий отдельных стран. Эти нормати­вы страны-лидера мирового сообщества пытаются активно распростра­нить на национальные экосистемы других стран.

Примером таких действий является Киотский протокол, устанавли­вающий нормативы для разных стран по выбросам в атмосферу углекис­лого газа. Конкретно подобные действия выражаются в контроле соблю­дения экологических показателей на производство и реализацию продукции, на загрязнение окружающей среды при транзитной транс­портировке грузов всеми видами транспорта, на выбросы в атмосферу при эксплуатации всех видов энергетического оборудования, на сбросы вредных веществ в водные системы, на утилизацию отходов производст­ва, вооружений и военной техники, на излучения, шумы, вибрацию и другие воздействия на экологические объекты. Параметры устойчивого состояния одной национальной экосистемы вовсе не идентичны пара­метрам состояния другой национальной экосистемы. Поэтому механи­ческий перенос так называемых международных нормативов (стандар­тов) на условия российской национальной экосистемы, а в конечном итоге на экосистему отдельного предприятия, недопустим.

Экономическая безопасность бизнеса учитывает прежде всего международные процедуры обращения капитала, вопросы защиты инвестиций и интересов инвесторов, корпоративной ответственности международных кредитно-финансовых институтов, свободу предпри­нимательства и обеспечение прав предпринимателей. Международная экономическая безопасность бизнеса основана на международной пра­вовой безопасности.

Российские процедуры, например, банковской и страховой деятель­ности в целом учитывают требования международной практики обеспе­чения экономической безопасности бизнеса. Вместе с тем российские методы защиты бизнеса от экономических угроз поражают цивилизо­ванные экономические сообщества стран своей непредсказуемостью, правовым беспределом, тотальной коррупцией власти, угрозой физиче­ского устранения собственника, захватом его бизнеса, бессилием право­охранительных органов и безволием власти. Однако кажущийся хаос в решении вопросов экономической безопасности бизнеса оказывается вполне упорядоченным и удовлетворяет интересы определенных поли­тических групп, криминальных группировок и чиновников государст­венных органов власти.

Коррупция, корпоративные интересы представителей правоохрани­тельной системы, государственных органов управления и криминала образовали свою устойчивую систему теневого бизнеса.

Производственная безопасность бизнеса связана с существованием множества угроз различной природы на условия производства, продук­цию, менеджмент предприятия. Она характеризуется устойчивостью производственного цикла и конкурентоспособностью выпускаемой про­дукции. Страны с развитой экономикой имеют стабильные темпы роста внутреннего валового продукта, прежде всего в связи с устойчивым со­стоянием производственного сектора экономики. Производство конку­рентоспособной продукции поддерживает стабильный рынок потребле­ния товаров и услуг, способствует развитию инновационной деятельно­сти, науки, образования и других областей жизнедеятельности общества.

Производственный бизнес принято характеризовать как реальный сектор экономики. Он является наиболее сложным видом предпринима­тельской деятельности, связанной с кооперацией производства, исполь­зованием инновационных технологий и инвестиционных процессов, информатизацией бизнеса и учетом множества разных рисков. Поэтому угрозы безопасности производственного бизнеса отличаются сложно­стью и многообразием действующих факторов. Производственный биз­нес связан со многими категориями безопасности. Наибольшую угрозу производственному бизнесу представляют долгосрочные факторы не­стабильности. В частности, внутриэкономическую ситуацию в стране определяют, при отсутствии государственной стратегии тарифной поли­тики, тарифы монополий в результате картельных сговоров. В органах управления крупных компаний интересы государства представляют чи­новники федеральных органов исполнительной власти. Они могли бы влиять на тарифную политику монополий аудиторским контролем, что чрезвычайно важно для ценообразования на региональном уровне. Известно, что региональные рынки производства и потребления функ­ционируют при отсутствии конкуренции.

Но основные факторы угроз производственному бизнесу связаны с непосредственной деятельностью предприятия по изготовлению про­дукции. Известно, что, например, основные производственные фонды в промышленности в среднем изношены на 80% и к 2010 г. должны быть полностью обновлены. Уже в настоящее время попытка реформирова­ния жилищно-коммунального хозяйства показала, что вся инженерная инфраструктура изношена не менее чем на 60—65%. Восстановить ее мо­жет только производственный бизнес. Такая проблема существует и в сложной системе обороноспособности и других сферах жизнедеятельно­сти страны. При таком состоянии российских предприятий невозможно прогнозировать угрозы бизнесу в виде аварийных ситуаций и техноген­ных катастроф, в обеспечении экологической безопасности продукции и окружающей среды.

Военно-техническая безопасность включает в себя сложный комплекс разных категорий безопасности. На данном этапе развития цивилизации отсутствует реальное военное противостояние экономически развитых государств. Военные конфликты носят локальный характер. Тем не менее угроза суверенитету, территориальной целостности и конституци­онному строю существует. В частности, международный терроризм, име­ющий мощную социальную базу в виде радикального ислама и экстре­мистских этнических движений, может предпринять спланированную атаку на одно из исламских государств, обладающее оружием массового поражения, с целью спровоцировать его применение. Поэтому почти все страны мира в той или иной степени поддерживают необходимую оборо­носпособность, что означает, что разработка и производство современ­ных вооружений и военной техники входят в число наиболее важных приоритетов государственной политики обеспечения национальной безопасности. Известно, что в производстве новых видов оружия скон­центрированы все достижения науки и технологий, в них вкладываются огромные финансовые ресурсы. Возможности отдельных государств для этих целей оказываются недостаточными, они изыскивают пути совме­стного создания новых видов оружия. Поэтому военно-техническое сот­рудничество разных стран естественным образом становится важней­шим и решающим фактором обеспечения международной и националь­ной безопасности, мотивированным стимулом развития наукоемкого бизнеса и научно-технического прогресса.

Военно-техническое сотрудничество включает чрезвычайно важные направления деятельности:

  • создание инновационных технологий в области обороноспособности и обеспечение рынка сбыта военной техники;

  • развитие кооперированных конкурентоспособных производств;

  • разработка и использование конверсионных технологий в граждан­ских отраслях экономики;

  • развитие малого производственного бизнеса в сфере наукоемких тех­нологий.

Сочетание этих направлений в совокупности может быть вовсе не убыточным бизнесом, а вполне прибыльным, к тому же обеспечиваю­щим занятость населения в наукоемких отраслях экономики.

При реализации военной техники происходят ее долгосрочное внедрение на зарубежные рынки сбыта, обучение специалистов и техническое обслуживание.

Изложенные основные проблемы национальной безопасности Рос­сии дают общее представление о дифференцированных видах безопасности, источниках угроз, стратегии обеспечения нацио­нальной безопасности и направлениях международного сотрудничества в решении задач безопасности. Основываясь на данных представлениях, можно выделить отдельный вид национальной безопасности, как основ­ной в условиях рыночной экономики, — безопасность бизнеса и оценить ее состояние в российском предпринимательстве. Это позволит рассмо­треть основные положения менеджмента безопасности предпринима­тельства, предложить его организационную структуру и методы оценки его эффективности.