Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РАЗДЕЛ 1 _версия 2013г..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
940.03 Кб
Скачать

Тема 3.3 Обороноспособность. Правопорядок

Обороноспособность

Под термином «обороноспособность» понимают готовность государства противодействовать внешним и внутренним угрозам национальной безопасности. Обороноспособность включает в себя две взаимосвязанные части: военную безопасность и материальное обеспечение военной безопасности. В этом комплексном по содержанию термине относительно автономное место занимает правоохранительная система, обеспечивающая правопорядок на территории страны. По местонахождению рассматривают внешние и внутренние источники угроз, что пре­допределяет структуру обороноспособности страны.

Неравномерность экономического развития различных государств, нестабильность и неустойчивость их политического режима, неблагоприятная демографическая ситуация являются и всегда будут являться источниками внешних и внутренних угроз. Экономическая глобализация и стремление к открытому гражданскому обществу могут в определенной мере снизить опасность этих угроз, локализовать их источники, но не могут полностью исключить их из человеческого бытия.

Способность государства обеспечивать защищенность от внешних и внутренних угроз характеризуется военной безопасностью, включающей в себя военную доктрину, стратегию ее реализации и организационную структуру, материально-техническое и кадровое обеспечения, планирование выполнения положений военной доктрины. Системный подход к про­блеме военной безопасности предполагает, что в основу доктрины должна быть положена организационная структура систем Вооруженных сил (ВС) и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), обеспечивающая:

  • защиту государства от внешних и внутренних угроз его суверенитету и территориальной целостности;

  • материально-техническое обеспечение ВС страны.

Защищенность страны от внешних угроз обеспечивают: ракетные войска стратегического назначения (РВСН), стратегическая авиация, военно-морские силы (ВМС), воздушно-десантные войска (ВДВ), космиче­ские войска, противокосмическая оборона (ПРО), противовоздушная оборона (ПВО), противолодочная оборона (ПЛО), сухопутные силы, служба внешней разведки, планирование военных операций (Генеральный штаб ВС), служба тылового обеспечения, инженерные войска, во­енные учебные Заведения. Структура управления ими может быть различной и в данном случае не обсуждается. С устранением военного противостояния Варшавского договора и НАТО и последующим вхожде­нием стран Восточной Европы в НАТО военные конфликты приняли ло­кальный характер в пределах отдельных государств. Военное противо­действие их развитию выполняет НАТО на основе соответствующего ре­шения Совета Безопасности ООН. В этих условиях роль защитника де­мократии приняли на себя США. Они используют по всему миру собственные ВС и с привлечением НАТО в целях защиты демократии от по­тенциальных и реальных угроз, противодействия диктаторским режимам власти, а так же разработке и производству оружия массового пораже­ния. По существу, ВС США и НАТО обеспечивают экспорт демократии в страны, в которых демократические ценности не вживаются в демократический режим власти, традиции и жизненный уклад граждан. Россия на данном этапе вынуждена адаптироваться к стратегии НАТО и США, ее отношения в военной и экономической сферах строятся на принципах стратегического партнерства.

Однако расширение НАТО представляет потенциальную угрозу России, поскольку многие страны бывшего социалистического лагеря и страны СНГ, слабые в военном и экономическом отношениях, проявляют по разным поводам элементы антироссийского экстремизма, вплоть до территориальных претензий. Блок НАТО в соответствии с принятыми на себя обязательствами по защите этих стран становится участником силового решения их интересов. Разумеется, наличие у России оружия массового поражения является мощным сдерживающим фактором. Но эта ситуация носит временный характер. Любой вид оружия стареет, он недолговечен, а разработка, производство и испытания новых видов оружия массового поражения находятся под международным запретом. Поэтому России желательно быть партнером, а не участником НАТО, сохраняя и развивая военно-техническое сотрудничество с Китаем и Индией, обладающими ядерным потенциалом.

Наиболее критичной в настоящее время является ядерная безопас­ность. Эксперты Совета по внешней и оборонной политике полагают, что в ближайшие 10 лет возможность совершения диверсионных и террористических актов, связанных с использованием ядерных материалов и боеприпасов, составляет не менее 50 %. Только на складах Миноборо­ны России, по данным СМК, хранятся несколько тысяч ядерных бое­припасов, ежемесячно в движении по территории страны находятся четыре эшелона, перевозящие ядерные боеприпасы. Известно, что стратегическая авиация США в аварийных ситуациях сбросила пять ядерных авиабомб в водные акватории Тихого и Атлантического океанов. Они не найдены до сих пор. Огромную опасность представляют отходы от утилизации ядерных материалов при эксплуатации атомных реакторов.

Сохраняется и даже возрастает опасность созда­ния компактных атомных боеприпасов для террористических целей. Исторический экскурс показывает, что в Германии в период с 1939 по 1945 г. небольшая группа ученых и специалистов сумела впервые в мире разработать и испытать первую компактную атомную бомбу («урановую машину»). Это было сделано в условиях дефицита всех типов специальных материалов и энергетических ресурсов. Теперь экстремистские организации, составляющие в совокупности международный терроризм, обладают несопоставимыми возможностями.

Отходы ядерных материалов могут быть использованы в обычных бо­еприпасах и взрывных устройствах и представляют огромную радиационную опасность. Как это ни парадоксально, но российские запасы топливно-энергетических ресурсов также являются не только ресурсами жизнеобеспечения страны, но и представляют потенциальную угрозу ее национальной безопасности. Угроза обусловлена стремлением лидеров экономической глобализации обеспечить доступ к этим ресурсам не только дипломатическими и экономическими методами. Поэтому нельзя демонстрировать слабость России ни в экономическом развитии, ни в политической воле и твердости, ни в обороноспособности.

Международный терроризм. Международный терроризм на данном этапе представляет собой протестное сопротивление отдельных международных и национальных экстремистских групп, выступающих против экономической глобализа­ции, против интеграции стран в открытое гражданское общество, основанное на принципах либеральной западной демократии и рыночной экономики. Сопротивление выражается в террористических актах почти по всему миру. Идеологическим прикрытием и консолидирующим принципом терроризма выступает, в основном, радикальный исламизм как наиболее фанатичное мировое религиозное движение. Многие по­литологи склонны считать, что XXI в. — это исторический период гло­бального столкновения ислама с другими религиями, прежде всего с христианством, столкновение общества с несоразмерным потреблением с обществом рационального самоограничения. Таким образом, угроза террористических актов исходит извне, а их реализация происходит на территории России. Нельзя исключить, что дислокация террористических организаций на территории какой-либо страны может служить по­водом для ее военной оккупации, например, силами НАТО. Появляется, таким образом, легитимная возможность с помощью НАТО и при поддержке ЕС решать задачи сепаратистских сил в своих интересах. Безусловно, военно-политическая интеграция стран против угрозы терроризма и экстремизма необходима, но стратегия применения ВС России должна быть основана на защите интересов российского государства.

Защищенность страны от внутренних угроз с помощью военной орга­низации общества обеспечивается: федеральной службой безопасности (ФСБ), Министерством внутренних дел (МВД), внутренними войсками ' (ВВ), Министерством юстиции России, Министерством по чрезвычай­ным ситуациям (МЧС). Эта структура военных и военизированных орга­низаций дополняется гражданскими организациями: прокуратурой, ад­вокатурой, судебными инстанциями. В такой системе разных организа­ций выделяют те из них, которые образуют правоохранительную систему страны, деятельность ее связана с обеспечением соблюдения требований действующего законодательства, выявлением и пресечением различных правонарушений и профилактикой их возможного возникновения.

Конкуренция между преступными группировками выражается в форме крайне опасных для личности, общества, бизнеса и среды обитания правонарушений. Известны случаи создания преступных сообществ, участниками которых были судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, оперативники, чиновники органов исполнительной власти, представители криминала. Под лозунгами демократизации пенитенциарной системы исполнения наказаний преступников создаются условия их существования, в сущности, лучшие, чем у бедного населения страны. Криминал уже вошел во все ветви власти или непосредственно, или делегированием своих представителей, что не замедлило сказаться на за­конотворческой деятельности и в правоприменительной практике.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) в рамках единой системы обеспечения обороноспособности страны от потенциальных и реальных внешних и внутренних угроз следует рассматривать как область эконо­мики, связанной с материально-техническим обеспечением ВС.

Российский ОПК на данном этапе практически недееспособен. Почти 80 % его основных производственных фондов полностью изношены, утрачен кадровый потенциал ученых и специалистов отраслевой науки, производственных работников высокой и средней квалификации, не развивается производственно-техническое обучение.

В советский период ОПК включал в себя комплекс учебных заведений, НИИ, КБ, опытные заводы, испытательные центры и полигоны, заводы по производству серийной продукции по каждому из видов воо­ружений и военной техники. Они были обеспечены не только государственным оборонным заказом по производству вооружений для всех родов войск ВС страны, но и представляли сферу инновационной деятельно­сти и научно-технического прогресса. Не менее 40% продукции гражданского назначения выпускали предприятия ОПК. Он обеспечивал за­нятость не менее 30% населения страны.

Полезно напомнить, что военные программы стратегической оборонной инициативы (СОИ, США) на каждый доллар вложенных средств с помощью конверсионных технологий приносили прибыль в размере 12 дол. в гражданских отраслях промышленности в далекие 60—70 годы прошлого столетия. Российским управленцам этот опыт США до сих пор неизвестен.

Решающую роль в реорганизации военно-технической политики мог бы сыграть Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ), исхо­дя из стратегии обеспечения национальной безопасности и при соответствующем кадровом составе. Необходимо восстановить федеральный орган управления и координации в военно-технической сфере экономики, например, в форме Министерства военных и конверсионных техно­логий, предоставив ему право реализации выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках сбыта при соответствующем решении СБ РФ. Необходимо использовать принципы международного разделения труда при разработке и использовании военных технологий, конверсии, малого бизнеса, коммерческой деятельности, создания и вхождения в ТНК на взаимовыгодных условиях. Таким образом, сфера деятельности ОПК становится сферой развития бизнеса на базе военных и конверси­онных технологий. И главная задача его экономического развития — обеспечение безопасности хозяйственной деятельности оборонных предприятий.

Правопорядок

Правопорядок — защищенность государства от множества внутренних угроз национальной безопасности страны. Принято считать, что правопорядок обеспечивается системой законодательных и нормативно-правовых актов и практикой их выполнения с помощью специальных организационных структур, образующих единую правоохранительную систему.

Неэффективной работе органов правопорядка способствует в первую очередь так называемая гуманизация законодательства. Законодательные акты в области охраны общественного порядка, прав и интересов собственников, предпринимательской деятельности и других сфер деятельности действуют на грани попустительства правонарушениям. Примеры общеизвестны.

Самый неурегулированный вопрос - защита частной личной собственности, защита от посягательства на здоровье и жизнь человека со стороны физических лиц. Действующий с советских времен принцип непревышения необходимой самообороны и нормы условного законодательства обесценивают жизнь человека и делают его беспомощным перед реальной угрозой здоровью и жизни.

Правоохранительная система должна иметь централизованную организационную структуру управления и координации охраны правопорядка с установленной и контролируемой степенью ответственности ее органов, с приоритетом защиты государственной, частной и личной собственности в равной мере, с ограничением иммунитета судей.

Достаточно очевидно, что правоохранительная система России, отвечающая этим основным требованиям, отсутствует. Взамен такой системы действуют отдельные органы охраны правопорядка, наделенные полномочиями отдельными федеральными законами.

Только в России действует система судебной бюрократии и ничтожная сила закона. Приговор преступнику, вынесенный судом от имени государства и в соответствии с Законом может трансформироваться самым непредсказуемым образом. Он может быть изменён, отменен разными судебными инстанциями, разрешениями административных лиц, преступнику могут быть изменены условия содержания. Преступник может быть администрирован, помилован, досрочно освобожден за хоро­шее поведение, освобожден условно-досрочно. Он свободен от компен­сации вреда и ущерба, нанесенных жертвам преступления.

Криминал как социальное явление неистребим. Проблема в том, что криминализированы все социальные группы населения России. Считается, что главный источник криминала — бедность населе­ния страны. Однако рост преступности вовсе не связан фатально с бед­ностью граждан. Пока, по-видимому, в структуре российской преступности не существует координации действий криминальных сообществ. Хотя на региональном уровне она есть.

Особую опасность представляет этническая преступность, доля которой в криминальном мире России составляет не менее 50%. С этническими преступными группировками трудно проводить оперативно-следственные мероприятия, они замкнуты на свои диаспоры, сплочены и связаны национальными обычаями не оказывать содействия органам правопорядка. Представители таких группировок всегда найдут убежище на исторической родине. На базе этнических преступных группировок возникают национальные преступные сообщества, география промысла которых распространяется на территорию всей страны. Более того, особо тяжкие преступления, связанные с торговлей оружием, наркотиками, похищениями людей, захватом заложников, собственности юридических лиц, убийствами совершаются преимущественно этническими пре­ступными группировками. Через них поддерживается связь с зарубежными заказчиками революций. Представители этих группировок актив­но практикуют вхождение не только в традиционную для разных этносов сферу бизнеса, но и в правоохранительные органы и органы государственной власти. Каких-либо ограничительных барьеров для них в России не существует. Свобода организации этнической преступности обеспечена процедурами регистрации и получения российского паспорта.