Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бытие откр занят.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
176.64 Кб
Скачать

Онтология – наука о бытии.

План:

  1. Понятие бытия.

  2. Онтология, ее основные вопросы и понятия.

  3. Историческое осознание категории бытия.

  4. Виды реальности.

  5. Исторически сложившиеся позиции в онтологии.

  6. Бытие и небытие.

  7. Материя, современная наука о свойствах и строении материи.

  8. Пространство и время.

  9. Движение и покой.

1. Бытие наиболее фундаментальная философская категория. Проблема бытия связана с бесконечными попытками людей, как только они стали выделять себя из окружающего их мира, ответить на следующие принципиальные вопросы: Что есть, что существует? Мир. Где он? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Как долго существуют отдельные вещи, предметы, явления, люди?

Людям достаточно было только сказать, что мир есть «теперь», вот он - мир, в котором Я живу, - как напрашивался вопрос о его прошлом и будущем. А без меня мир был? А после меня будет? Отвечая на эти и подобные вопросы, одни философы утверждали, что бесконечный мир непреходящ, - всегда был, есть и будет; другие - что мир имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Мысль о существовании беспредельного мира как целого соединилась в философии с положением либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем существовании мира как целого подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные предметы, а тем более люди. То есть, корень, смысл, сложность проблемы бытия в противоречивом единстве непреходящего бытия природы и преходящего бытия вещей природы, человека. Так возникла проблема бытия.

Напомним кратко, как рассматривалась проблема бытия в истории философии.

2. Словосочетание «онтология» образовано из греческих ело! «ontos» (бытие) и «logos» (слово) и по-русски переводится как учение о бытии. Ранее всего этот термин встречается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольф; Гоклениуса, одном из первых философских словарей, где он применялся для обозначения аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия, который нужно было отделить от другого гносеологического аспекта ее. Смысл терминов «метафизика» и «онтология», таким образом, весьма близок, и вплоть до сер. XIX в. их нередко употребляли как синонимы

Во 2-й пол. XIX в. возобладало узкокритическое понимание метафизики, и постепенно этот термин выходит из употребления. Онтология же утверждается в своем основном значении — обозначения раздела философского знания, посвященного вопроса бытия.

Этот раздел, или область философии, однако, возник гораздо раньше, чем утвердился и даже возник сам термин, его называющий. Онтологическая проблематика в чистом виде впервые вычленяется в философии элеатов (рубеж VI—V вв. до н. э.) и занимает центральное место в философских системах Платона и Аристотеля. Последний, разграничивая предмет философии и предмет специальных наук, указывал, что «все такие науки имеют дело с тем или другим специальным бытием, ... а не сущим просто и как таким...». Особенность философии (Аристотель ее называл в силу этого «первой философией») в том, что «именно ей надлежит произвести рассмотрение относительно сущего как такого, и в чем его суть, и какие у него свойства, поскольку оно — сущее». Аристотель, таким образом, ставит перед философией задачи прежде всего от логического свойства.

Итак, онтология — это учение о бытии, о сущем. Это раздел (область) философии, рассматривающий бытие, существование вообще — отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей. Философия ставит вопросы: Что такое бытие? Что значит — существовать? Что такое небытие и что значит — не существовать? Как можно существовать? Все ли сущее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло? Возможно ли вечное существование? Всегда ли сущее существовало одинаково, или оно подвержено изменению? Если оно подвержено изменению, то каков его характер и чем оно вызвано? Список этих вопросов очень велик, он не может быть даже конечным, ибо каждый из вопросов влечет за собой другие, те — следующие, и т. д. Надо также иметь в виду, что вопросы онтологии логически и содержательно взаимосвязаны, поэтому каждый философ вынужден развертывать свою собственную систему вопросов-ответов. Так возникли онтологические построения Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Лейбница и Гегеля.

Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления — категории. Это предельно широкие понятия, многие из которых раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Таковы, например, бытие и небытие, качество и количество, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, единое и многое, целое и часть, движение и покой и др. Трактовка, содержательное наполнение, да и сам выбор категорий всегда оригинальны у разных мыслителей. Поэтому философия дает нам такое разнообразие онтологических схем.

Природа онтологических вопросов (как, впрочем, и всех вопросов философии вообще) такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Такие вопросы поэтому вставят проблемы. Конечно, онтологических проблем великое множество, тем не менее среди них выделяется группа проблем, на протяжении веков привлекавших к себе внимание поколений философов.

Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, его и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто? (Подробнее о небытии речь пойдет в соответствующем разделе.)

Проблема сознания. Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у человеческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то, может быть, сознанием — пусть в меньшей мере — наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание — Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открывается вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные характеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протяженностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локализованным человеком и как возможно влияние на непротяженное сознание протяженных предметов.

Можно также сказать, что проблема сознания — это проблема духовного бытия. Существует ли особая духовная реальность, и если существует, то как она соотносится с реальностью материальной, телесной, с материальным бытием? Это так называемый основной вопрос философии, вопрос о том, его первично, на который философы разных направлений давали разные ответы. Материалисты доказывали, что основная и действительная реальность — это материальное бытие, идеалисты объективные отдавали приоритет духовному бытию, считали материальное производным и зависимым от него, дуалисты же говорили о независимости друг от друга, о «параллельном» существовании материального и духовного, а субъективные идеалисты и вовсе объявили этот вопрос псевдопроблемой.

Проблема единства мира. Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний порождает дилемму: должны и мы считать все это одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность. Первая позиция в этой дилемме получила наименование «монизм», а вторая — «плюрализм». Возможна также и «промежуточная» позиция — дуализм (существует духовное бытие и существует материальное бытие, у каждого своя сущность), и тогда дилемма превращается в трилемму. И монизм, и дуализм, и плюрализм ставят свои проблемы. Наиболее «популярна» следующая проблема монизма: а в чем именно мы должны видеть единство мира — в духовности или в материальности, какого рода бытием мы его будем считать — духовным или материальным?

Проблема Бога. Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекает из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог — это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы «над» ним? Творение Богом мира — это разовый акт или это непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение — это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Особая этико-онтологическая проблема, которую также справедливо будет назвать одним из важнейших аспектов проблемы Бога, ставится вопросом о наличии онтологических корней зла и об ответственности Творца за зло. Если в мире существует зло, а мир сотворен Богом, то провидел ли он это зло, и если да, то можно ли его считать благим, добрым? Ответом на данные вопросы стали так называемые «теодицеи» («богооправдания»). Наиболее известны теодицеи Августина и Лейбница.

Проблема движения. Вопрос о том, существует ли движение, поставленный элеатами, которые его отрицали, со временем дезактуализировался. Зато приобрели остроту вопросы о том, абсолютно ли движение и вечно ли оно. А вопрос об источнике движения знаменитый ученый-физиолог Э. Дюбуа-Реймон в 1880 г. отнес к числу «мировых загадок». Не меньшую проблему рождает вопрос о характере движения: скачкообразный, прерывистый или же плавный, эволюционный?

3. В античной древности первое такое осознание, как единодушно полагают специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, (которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, просто существование.

Воодушевленные этой идеей философы-элеаты приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное, за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для Платона, характерно различение «бытия по мнению» — видимой, (внешней реальности — и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму. Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопос­тигаемое в отличие от мира чувственных вещей как чего-то близ­кого к иллюзорности, с его точки зрения.

По Аристотелю, бытие — это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами:

  • во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание ((принцип материальности, или фактической данности вещи);

  • во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы);

  • в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на вое происхождение (принцип причинности);

  • в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).

Суб­станция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.

Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологи­ческом, онтологическом и этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века чело­вечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы через по­нятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто и т.д.).

Наступление христианской эры соединило философию с ин­тенсивным богопознанием. По существу, мыслительная деятель­ность первых веков христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Божественного За­вета в категориях греческой философии. Не приходится удивлять­ся, что соотношение Бога и бытия, столько кратко выраженное в онтологической формуле Исхода 3:7, подвергалось тщательному продумыванию.

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыс­лить, не может существовать только в уме. Иначе о нем можно по­мыслить и существование вне ума, что противоречит исходной по­сылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь ос­паривалось (вплоть до наших дней).

В эпоху Возрождения, и особенно в Новое время происходит секуляризация (обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация» понятия бытия и одновремен­но развитие субъективистских концепций.

Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная — как машина. Эти идеи — продукт огромного успеха механики, из которой выво­дились фундаментальные философские принципы и которая рас­сматривалась как образец для всех остальных наук.

Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциаль­ный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), про­изводные от субстанции, преходящие и изменяющиеся.

Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, сле­довательно, существую». Это означает: бытие субъекта постигаемо только в акте .самосознания. Г. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея до­стигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и ут­верждавшего: «быть — значит быть в восприятии».

По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом приме­нении оно есть лишь связка в суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его со­держанию. Для И. Фихте подлинное бытие — деятельность Я, а материальное бытие — ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия — с чистого бытия. Почему именно с него? Разве бытие лишено всякой определеннос­ти? Разве это самое «тощее» понятие? А быть может, оно самое емкое? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя все — матери­альный и духовный мир в их свойствах, отношениях и взаимодей­ствиях? И да, и нет. «Если, рассматривая весь мир, мы говорим: все есть и не говорим ничего больше, то мы опускаем все опреде­ленное, и мы имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту». Чистое бытие настолько бедно и пусто, что оно неотличимо от Ничто. Разумеется, Гегель понимал всю пара­доксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь посмеяться. Как? Бытие тождественно с Ничто?! Неужели человеку безразлично, есть у него деньги в кармане или нет? Тако­ва ирония здравого смысла. Она же — плод недомыслия: чистое бытие связано с началом. Начало же связано с наличием возмож­ности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие. И небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто – единство противоположностей. Внутри него идет скрытая работа, ведущая к становлению, переходу ничто в нечто.

Итак, для Гегеля подлинное бытие - абсолютный разум, который в процессе саморазвития через природу, общество, человека и формы его мышления приходит к самопознанию.

4. Бытие в его современном философском понимании - это все то, что реально существует. А что существует реально?

1. Реально существует бытие окружающей нас природы. Исторически первой предпосылкой человека, его жизнедеятельности была

так называемая «первая природа». Это та часть природы, которая существовала и существует независимо от человека.

2. Бытие «второй природы.

3. Бытие человека.

4. Бытие духовного (идеального). Оно делится на а) индивидуа­лизированное духовное и б) объективированное духовное.

5. Бытие социального.

6. Бытие общества.

Рассмотрим теперь особенности бытия различных форм.