
- •20. «Пастырь Ерма», «Послание Варнавы»: происхождение, авторство, богословское значение, связь с другими произведениями ранней христианской письменности.
- •21. Св. Григорий Нисский: жизнь, сочинения, богословское учение, специфика творений, значение для истории святоотеческой письменности.
- •22. Corpus Areopagiticum: общая характеристика, вопрос о личности автора, выработка понятийно-терминологического аппарата богословия в трудах псевдо-Дионисия Ареопагита.
- •23. Аскетическая письменность IV столетия: прп. Макарий Египетский и прп. Евагрий Понтийский: общая характеристика, особенности, сравнительный анализ, значение.
- •24. Св. Иустин Мученик и Философ: жизнь, сочинения, богословское учение, специфика творений, значение для истории святоотеческой письменности.
- •25. Св. Кирилл, еп. Иерусалимский: жизнь, сочинения, богословское учение, специфика творений, значение для истории святоотеческой письменности.
22. Corpus Areopagiticum: общая характеристика, вопрос о личности автора, выработка понятийно-терминологического аппарата богословия в трудах псевдо-Дионисия Ареопагита.
Многовековая история святоотеческой письменности не знает явления более загадочного, чем корпус сочинений, надписанных именем Дионисия Ареопагита. Влияние Ни одно произведение христианской письменности патристического периода не породило столь обширной научной литературы, столь разнообразных гипотез о своем происхождении и авторстве, чем «Корпус Ареопагитикум». Факты, которые свидетельствуют о подложности памятника. 1. До начал VI века никаких упоминаний о творениях Дионисия Ареопагита нет. 2. Есть внешний и внутренний признаки подложности. А. Внутренние А1. Стиль произведения носит философский характер и превосходит апологетов и александрийцев. А2. Новозаветный канон у Дионисия Ареопагита завершен и строго определен. А3. Троичная терминология представлена в законченном виде. Следовательно, после 362 года. Присутствуют христологические термины, это свидетельства прошедшего Халкидонского Собора. А4. 9 чинов ангельских и их разделения на 3 степени впервые у Дионисия Ареопагита. А5. Автор говорит о монашестве, которое возникло в IV веке. Описывается обряд пострижения, излагается учение о церковной иерархии. А6. Автор говорит о пении на Литургии Символа Веры. Этот обычай возник в V веке (476 год). А7. Обряды крешения, миропомазания, помазывание мертвых елеем, обычай приобщать детей, указывают на IV и V века. А8. Есть зависимость ариопагитик из сочинений неоплатоника Прокла (ум 485 год, V век). Кроме Прокла Дионисий Ареопагит знаком с учением Порфирия, Плотина, Ямвлиха, пользуется трудами Филона, продолжает традиции каппадокийцев и александрийцев. Скорее всего был родом из Сирии и сначала был язычником. Б. Внешние Б1. До VI века ареопагитики не цитируются. Б2. В 6 веке появились сразу в завершенном виде и стали популярны. Упоминают: Андрей Кесарийский, Севир Антиохийский, Ефрем Патриарх Антиохийский (527-545). 530 год – Сергий Ришайнский переводит их на сирийский язык (труды Арепагит). Первым толкователем Ареопагита был Иоанн Скифопольский. Пользуется трудом Леонтий Византийский, Анастасий Синаит, Софроний Иерусалимский. Преподобный Максим Исповедник был первым из толкователей ареопагитик наряду с Иоанном Стифопольским и горячим защитником его идей. Для Иоанна Дамаскина Дионисий Ареопагит был бесспорный авторитет. Ареопагитики оказали огромное влияние богословской и мистической мысли Востока и Запада. На VII Вселенском Соборе и позднее на ареопагитики будут ссылаться защитники икон, в том числе Феодор Студит. Первый славянский перевод был в 1371 году. Время составления ареопагитик 20-е годы VI века. Состав корпус ареопагитикун. 1. «О небесной иерархии» о писании мира горнего. 2. «О церковной иерархии». 3. «О писании и истолковании церковного священослужения». 4. «Об именах Божьих». 5. «Трактат о свойствах Божиих».
23. Аскетическая письменность IV столетия: прп. Макарий Египетский и прп. Евагрий Понтийский: общая характеристика, особенности, сравнительный анализ, значение.
Евагрий Понтийский (ок.346-399) был учеником святителя Григория Богослова. От Оригена он заимствовал некоторые ошибочные взгляды, касающиеся главным образом христологии, за которые был осужден V Вселенским Собором. Однако в своем нравственно-аскетическом учении Евагрий был экспонентом аутентичной монашеской традиции; не случайно многие его сочинения после V Вселенского Собора были сохранены под именем других авторов. Центральное место в философии Евагрия занимает его учение о молитве. Основным занятием в монашеской жизни должна быть молитва. Следовать за Христом, согласно Евагрию, означает идеальную, непрерывную молитву, завещанную Апостолом Павлом. Помимо развития самой идеи Евагрию принадлежит и термин «умная молитва», которую он понимал как «непрерывное общение разума с Богом» Евагрий писал преимущественно в жанре апофтегм, характерном для раннего египетского монашества: эти апофтегмы объединялись в группы (10о апофтегм, объединенные в одну группу, назывались «сотницами»). Сборниками апофтегм являются наиболее известные из дошедших до нас сочинений Евагрия — «Практик», «Гностик» («Умозритель»), «Главы умозрительные» и «О молитве». Последний из перечисленных трактатов представляет собой сборник из 153 глав (по числу рыб, выловленных учениками Спасителя), сохраненный под именем преподобного Нила Синайского. В учении Евагрия наряду с еретическими элементами мы находим чрезвычайно важную идею постоянной умной молитвы, которая впоследствии трансформировалась в учение об «Иисусовой молитве» и глубоко запечатлелась в православной духовной традиции. Произошло как бы очищение учения Евагрия, и в этом выразилась мудрость Церкви, перерабатывающей все и усваивающей лишь правильное и полезное.
Важнейшим памятником монашеской литературы являются беседы, приписываемые Макарию Египетскому (IV век). Вопрос о подлинности этих бесед в науке остается открытым: большинство ученых считает наиболее вероятным временем написания бесед вторую половину IV века, а местом — не Египет, а Сирию. Существует несколько сборников, или коллекций, сочинений Макария, из которых наиболее известна вторая коллекция, циркулировавшая в византийский период под названием «Духовных бесед». Центральная тема бесед — учение о христианском совершенстве, которое достигается на путях молитвы и богообщения. Макарий твердо уверен в личном характере христианской веры. Знать Бога можно лишь на уровне личного опыта. Спасение человека для него происходит через Христа в крещении и таинственно присутствует в Евхаристии. Единство христиан, «сияющих братьев» Христа, осуществляется в Церкви. В отличие от Евагрия, который в своем греческом интеллектуализме помещал человека вне видимой истории, вне материального мира, Макарий понимает монашескую жизнь в контексте Воплощения, то есть самым реалистическим образом. В крещении он видит воскресение души, создающее условия для воскресения тела. Общение с Богом для него - живой опыт, переживание, причем не интеллектуальное, а чувственное. Центром этого опыта, его «местом» является опять же не интеллект (как для Евагрия и греческой философии), а сердце. В сердце помещается все хорошее, что есть в человеке, включая разум. Сердце - господин, царь всей личности. В сердце помещается уверенность нашей христианской веры, залог богообщения. Начиная с Макария, традиция «умной молитвы» превращается в традицию «сердечной молитвы», «хранения сердца». Позднее эти две традиции соединились: разум и сердце стали пониматься как единое целое.