Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Krylova_N_Ugolovnoe_pravo_zarubezhnykh_stran_so...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
289.79 Кб
Скачать

3 Источники уголовного права сша.

3.1; Американская правовая система возникла на основе английской. Бывшие владения Англии, первые 13 американских колоний, прямо заимствовали принципы общего права. По мере расширения территории США сфера их применения распространялась на новые штаты, несмотря на то, что последние до этого испытывали влияние других европейских правовых систем. Так, Луизиана была первоначально французской колонией, штаты Аризона, Калифорния и другие — испанскими владениями, Аляска принадлежала России.

Для американской правовой системы, так же, как и для английской, характерно сочетание норм общего и статутного права. Однако, в отличие от английской системы, с ее консерватизмом, со стремлением оберегать многие из тех норм, принципов и институтов, которые были выработаны еще в средние века, американская

пошла по пути "гибкого правотворчества". С самого начала право-творческие полномочия судов не ограничивались ни федеральной конституцией, ни конституциями первых штатов.

Особенностью американской правовой системы является то, что она формировалась и развивалась в условиях федерализма. В настоящее время в США сосуществуют 53 самостоятельные правовые системы, или юрисдикции. В это число включаются 50 штатов, федеральный округ Колумбия, территория "свободно присоединившегося государства" Пуэрто-Рико и федеральная юрисдикция Соединенных Штатов Америки.

Федеральная правовая система существует постольку, поскольку существуют федеральное законодательство, федеральные правоохранительные органы и суды, федеральная законодательная власть.

Федеральная система действует с некоторыми исключениями на всей территории страны, а системы штатов — на территориях соответствующих штатов. Такое построение правовой системы в США в целом породило явление, называемое в юридической литературе дуализмом.

, Вопрос о разграничении компетенции федерации и компетенции штатов надлежащим образом не урегулирован, хотя и предпринимаются серьезные попытки его решения. Нередко нормы перекрещиваются, дублируют друг друга, находятся в противоречии. 3.2. В настоящее время уголовно-правовые предписания сосредоточены, в основном, в нормах статутного права. Эти нормы можно разделить на две большие группы: нормы федерального уровня и нормы отдельных штатов.

Федеральные уголовно-правовые предписания содержатся в Конституции США 1787 г., в актах, принятых Конгрессом США, и в некоторых подзаконных актах.

Конституция США — одна из старейших мировых конституций — содержит ряд положений, сыгравших свою роль в формировании и развитии уголовного права США. К числу таких положений можно отнести запреты издавать законы, имеющие обратную силу; налагать жестокие и необычные наказания; применять принудительные работы, кроме случаев наказания за преступление, за совершение которого обвиняемый был надлежащим образом осужден; лишения жизни, свободы и собственности без законного судебного разбирательства; издания законов, запрещающих свободное исповедание какой-либо религии, ограничивающих свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений и пр. В Конституции США дается понятие измены государству.

Вместе с тем пределы компетенции федерации в области законодательства вообще и уголовного, в частности. Конституция определяет весьма расплывчато.

В разд. 8 ст. I после перечисления круга вопросов, по которым может принимать решения Конгресс США, говорится, что он вправе "издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления как вышеуказанных прав, так и всех других прав, которыми настоящая Конституция наделяет Правительство Соединенных Штатов, его департаменты и должностных лиц".

Это конституционное предписание послужило основой для принятия многочисленных федеральных законов, регулирующих некоторые общие вопросы федерального уголовного права и определяющих признаки конкретных преступлений.

Большинство этих законов включено в ч. I разд. 18 Свода законов США. В 1948 г. актом Конгресса она была систематизирована и объявлена единым законом.

Помимо норм федерального статутного права источниками уголовного права США являются и подзаконные акты, издаваемые Президентом, департаментами и ведомствами федерального правительства. В них, в частности, разъясняются и детализируются конкретные уголовные законы, устанавливаются условия их применения и т. д. (например, исполнительный приказ Президента § 11222 от 8 мая 1965 г. об этике поведения служащих и должностных лиц федеральных правительственных учреждений).

К источникам уголовного права штатов относятся конституции штатов, уголовное законодательство, включая уголовные кодексы, а также подзаконные акты, издаваемые властями штатов.

Все 50 штатов имеют свои, оформленные в виде законодательных актов конституции, среди которых самой старой является Конституция штата Нью-Хэмпшир 1784 г. и самой новой — Конституция штата Колорадо 1965 г. В большинстве же штатов действующие конституции были приняты в середине или во второй половине XIX в.

Конституции штатов отличаются от федеральной, во-первых, большим объемом, а следовательно, и большей детализацией регулируемых вопросов, а, во-вторых, меньшей стабильностью. В большинстве штатов конституции подвергались пересмотру в период определенных политических и экономических изменений. В некоторых штатах, как следует из литературных источников, установилась практика принятия новой конституции при смене одного-двух поколений. Все это привело к тому, что конституции штатов значительно отличаются друг от друга по своим принципиальным положениям, в том числе и тем, что влияют на уголовное право этих штатов.

С одной стороны, существование федеральной конституции способствовало тому, что штаты заимствовали ряд сходных положений. В конституциях штатов можно найти многое из того, что записано в федеральной: запрет издавать законы, имеющие обратную силу, налагать жестокие и необычные наказания, ограничивать свободу слова, религии, собраний и обращений к правительству с петициями и т. д.

С другой стороны, в конституциях штатов немало норм, либо развивающих и дополняющих положения федеральной Конституции, либо регулирующих те отношения, которых она не касается. Например, запрет налагать жестокие и необычные наказания в Конституции штата Орегон (§ 37 ст. I) дополнен указанием на то, что мерой наказания за тяжкое убийство является смертная казнь, кроме случаев, когда жюри присяжных при вынесении вердикта выскажется за пожизненное тюремное заключение. § 24 ст. III Конституции щтата Монтана, устанавливая, что законы о мерах уголовного наказания должны быть основаны на принципах исправления преступников и предупреждения преступлений, тут же делает исключение, указывая, что это общее правило не означает ограничения прав законодательного собрания вводить .смертную казнь.

Среди норм, регламентирующих вопросы, связанные с введением и применением мер уголовного наказания, есть немало прямо противоречащих друг другу. Например, Конституция штата Флорида запрещает неопределенные наказания, а Конституции штатов Мичиган и Мэрилэнд, напротив, дают законодательным собраниям возможность издавать законы, предусматривающие такие наказания.

Конституции штатов в ряде случаев охватывают более широкий круг вопросов, чем федеральная Конституция. В них можно найти нормы о порядке приведения в исполнение смертной казни, об освобождении от уплаты штрафа и замене одной меры наказания другой, об условно-досрочном освобождении, определение таких составов преступления, как взяточничество и линчевание, противоправное занятие азартными играми, а также уголовно-право-вых последствий их совершения и т. д.

Подробная регламентация в конституциях штатов вопросов, связанных с уголовной ответственностью, не исключает существования иных уголовных законов. Более того, при оценке конституционных положений нельзя забывать, что в соответствии с американской юридической доктриной конституции не являются актами, подлежащими прямому исполнению. Они считаются политическими документами, обращенными своими предписаниями к законодателю, хотя на Конституцию и ссылаются для обоснования того или иного решения.

В настоящее время все штаты имеют свое уголовное законодательство. Характерной чертой уголовного законодательства большинства штатов является отсутствие четкой, ясной и последовательной регламентации вопросов Общей и Особенной частей уголовного права, наличие многих явно устаревших, порой противоречивых предписаний, а также чрезвычайная их казуистичность.

Наличие существенных недостатков и противоречий в законодательстве штатов не раз констатировалось американскими исследователями. Комиссия, которая по поручению Президента изучала состояние преступности и борьбы с ней, в 1967 г. опубликовала доклад, в котором отметила исключительно большой разнобой в этой области. Так, в УК штата Орегон содержалось 1413 составов и 466 разновидностей уголовно-правовых санкций. Во многих случаях санкции устанавливались без надлежащего учета степени общественной опасности деяния. По законам штата Колорадо лицо, осужденное за тяжкое убийство первой степени, должно было отбыть 10 лет лишения свободы, прежде чем мог быть поставлен вопрос об условно-досрочном освобождении, а лицо, осужденное за тяжкое убийство второй степени (менее тяжкое преступление), должно было отбыть 15 лет. По тем же законам кража собаки наказывалась десятью годами тюремного заключения, а ее убийство — шестью месяцами.

Значительным дефектом уголовного законодательства, по мнению комиссии, являлось также то, что оно устанавливало слишком высокие минимальные пределы лишения свободы и ограничивало условное осуждение или условно-досрочное освобождение. Во многих случаях закон давал судье возможность выбирать лишь одну из двух, явно несоразмерных санкций — например, условное осуждение с передачей под надзор (пробация) или 20—25 лет тюремного заключения.

Нередко закон или нормы общего права разрешают судье при вынесении приговора за несколько преступлений, совершенных одним лицом, просто суммировать меры наказания без ограничения максимального предела.

Однако дело не только в несоответствии мер наказания, но и в том, что это несоответствие является подчас выражением тенденциозности законодателя. Интересны следующие факты. В ряде штатов, например, поджог частного жилища может повлечь 20 лет тюремного заключения, в то время как поджог переполненной людьми церкви, театра или тюрьмы считается значительно менее опасным преступлением. Разрушение плотины или иного общественного сооружения считается менее серьезным преступлением, чем, скажем, разрушение частного гаража. Это может свидетельствовать о стремлении законодателя защитить с помощью уголовного закона, в первую очередь, частную собственность.

Подзаконные акты, издаваемые властями штатов, в ряде случаев определяют преступное поведение и меры наказания, что позволяет их официально включать в число источников уголовного права. Например, § 10 УК штата Нью-Йорк 1967 г. устанавливает, что преступлением является деяние, запрещенное под страхом наказания любой нормой права, изданной властями штата, ордонансом органов местного самоуправления, а также "любым приказом, правилом или инструкцией, изданными какими-либо правительственными учреждениями в соответствии с предоставленными им для этого полномочиями".

3.3. Большую роль среди источников уголовного права США играют нормы общего права. Эти нормы выполняют две задачи:

восполняют пробелы в действующей нормативной сфере и толкуют уголовно-правовые нормы. В связи со значительным расширением объема статутного права и поскольку все меньше становится не урегулированных статутным правом отношений, вторая задача стала в настоящее время доминировать.

Сегодня в большинстве штатов и в федеральном праве существует прямой запрет возлагать уголовную ответственность на основании только норм общего права. Однако первая из указанных задач не утратила еще полностью своего значения. Законодательство и судебная практика закрепляют за судами право устанавливать уголовную ответственность за деяния, которые правовыми нормами прямо не запрещены, т. е. право вырабатывать новые уголовно-правовые нормы. Хотя оно и ограничено рядом условий (должна отсутствовать иная норма, деяние, о котором идет речь, должно противоречить правилам общественной нравственности, мера наказания не должна быть строгой и т. Д.), оно по сути дела дает судам возможность заниматься правотворчеством.

Конечно, значительно большее значение для уголовного права имеют те предписания общего права, которые выполняют вторую его задачу — раскрывают, уточняют и конкретизируют содержание действующих материально-правовых норм (понятие убийства, покушения, определение начала жизни, преступлений против собственности и др.). Для уяснения смысла и содержания многих законов важное значение имеют понятия, выработанные судами, поскольку статутное право в период формирования испытало сильное влияние норм и институтов, выработанных судебной практикой и уголовно-правовой доктриной.

3.4. В связи с рассмотрением источников уголовного права США существенное значение имеет уяснение вопроса о соотношении норм федерального уголовного права и права штатов.

Теоретически считается, что установление уголовной ответственности является делом штатов. Федеральные же власти принимают уголовные законы Лишь в ограниченных пределах.

Интересно то обстоятельство, что среди преступлений, предусмотренных федеральными законами, немало таких, которые по своим признакам полностью или частично совпадают с преступлениями, предусмотренными уголовным правом штатов. В связи с этим нередко возникают коллизии между сходными нормами уголовного права отдельных штатов и федерации, что в условиях США является, действительно, большой проблемой. Разрешение этих коллизий имеет принципиальное практическое значение, поскольку санкции, установленные федеральными органами власти и органами власти штатов, за одни и те же по сути деяния, как правило, неодинаковы. Различна и процедура рассмотрения уголовных дел.

По действию федеральных уголовных законов в пространстве их можно разделить на 2 группы: а) федеральные уголовные законы, действующие на всей территории страны; б) федеральные законы, действующие лишь в отдельных ее частях.

К первой группе относятся законы, предусматривающие преступления с так называемым "федеральным элементом", — посягательства, совершенные в отношении должностных лиц федеральных органов (например, убийство должностного лица федеральной службы, причинение ему телесного повреждения, воспрепятство-вание исполнению служебного долга, дискредитация федеральных должностных лиц и др.); посягательства, совершенные этими лицами в связи с осуществлением своих обязанностей (например, взяточничество); посягательства, затрагивающие интересы нескольких штатов (например, хищение автомобилей и угон их из одного штата в другой), а также интересы отдельных правительственных учреждений (например, почтового ведомства) или в целом правительства США (например, посягательства на внутреннюю безопасность всей страны). Кроме того, сюда относятся и воинские преступления. Эти законы действуют на территории всей страны и проводятся в жизнь федеральными органами суда, прокуратуры и расследования.

Вследствие как требований законов, так и сложившейся судебной практики, к числу преступлений, преследование которых чаще всего осуществляется федеральным правительством, относятся также: нелегальная перевозка наркотиков, организованная преступность, крупномасштабное мошенничество, финансовые преступления и некоторые другие преступления, представляющие особый интерес для федеральных органов. Помимо этого только федеральное правительство осуществляет преследование преступлений в таможенной сфере, преступления по делам о федеральных налогах, а также случаи шпионажа и государственной измены. Все разбирательства по вопросу о выдаче преступника одним государством другому также проводятся в федеральных

Ко второй группе федеральных уголовных законов относятся такие, которые применяются только на территориях, непосредственно подчиненных федеральному правительству. В число этих территорий включаются национальные заповедники, территории, принадлежащие военному ведомству или зарезервированные правительством США, корабли, плавающие под флагом США, и т. п. Здесь действует любой федеральный закон об уголовной ответственности (даже тот, в котором отсутствует "федеральный элемент").

Если же на подведомственной правительству США территории совершается общественно-опасное деяние, которое прямо не предусмотрено федеральными уголовными законами, то действует § 13 разд. 18 Свода законов США. Согласно этому параграфу, такое деяние должно наказываться по нормам права того штата, где расположена данная территория. При этом хотелось бы обратить внимание на очень важную "деталь": в параграфе говорится не о том, что ответственность наступает по уголовно-правовым нормам соответствующего штата, а о том, что лицо, совершившее их, "признается виновным в сходном преступлении и подвергается сходному наказанию". Другими словами, речь в данном случае идет не об отсылке к нормам права штатов, а о применении таковых по аналогии.

Некоторые территории, подведомственные правительству США, находятся на особом правовом положении. Например, для Округа Колумбия (территория, где расположена столица США — г.Вашингтон) Конгресс издает специальные законы, в том числе уголовные, которые предусматривают исчерпывающий перечень преступлений. Особый статус предусмотрен и для индейских резерваций. Хотя формально они не считаются территориями, непосредственно подчиненными правительству США, § 1152 разд. 18 Свода законов США распространяет на них федеральные законы, устанавливающие уголовную ответственность, правда, с некоторыми исключениями. Согласно данному параграфу, "всякий индеец", совершивший преступление на территории "индейского графства", подпадает под те же законы и подвергается тому же наказанию, что и другие лица, совершающие такого рода преступления на территориях, входящих в исключительную юрисдикцию Соединенных Штатов.

В американском праве существует правило, согласно которому в случае коллизии между одинаковыми по содержанию законами штата и федерации предпочтение отдается последним.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]