
- •21. Идейно-теоретические основания Франкфуртской школы (кусок текста, который выделен курсивом просто прочитать, что бы понять, а остальное это ответ)
- •Идейные источники
- •Методологические принципы
- •Основная тематика
- •Основные идеи Франкфуртской школы
- •22. Символический интеракционизм: теоретические истоки и эпистемологический потенциал. Ч.Кули, Дж. Мид.
- •23.Феноменологическая трактовка социальной реальности а. Шюца. П. Бергер, т. Лукман : феноменологическая социология знания
- •24. Бурдье: habitus как принцип организации и историчность социального пространства. (здесь все важно)
- •25. Э. Гидденс: «новые правила социологического метода» и теория структурации.
23.Феноменологическая трактовка социальной реальности а. Шюца. П. Бергер, т. Лукман : феноменологическая социология знания
Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который, в конечном счете, обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой.
А. Шюц критиковал позитивизм за неверное понимание природы социальных явлений, которую его представители приравнивали к природе естественных, т.е. природных, явлений. Главное отличие, по Шюцу, состояло в том, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления его имеют. А смысл этот придает социальным явлениям интерпретирующая деятельность человека. Отсюда - центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в повседневной жизни. Задача социологии - изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу, мы видим здесь определенную разновидность понимающей социологии.
Близость Шюца идеям Вебера состоит и в том, что он использует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции рассматриваются "конструкты первого порядка" (повседневные типы) и "конструкты второго порядка" (объективные научные понятия). Таким образом, Шюц пытался установить связь между абстрактными научными понятиями и жизненным миром, миром повседневной деятельности и знания.
Люди, считал Шюц, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть совокупность данных опыта, которая характеризуется определенным "когнитивным стилем". Когнитивный стиль - это сложное образование, показывающее специфическую форму вовлеченности личности в активную деятельность.
А. Щюц считал, что, используя метод феноменологической редукции, мы приходим к' «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» — объекта нашего осознания — через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, -определить его цвет, звук, форму и т. д. Однако этот объект ничто для нас, он лишь существует рядом с нами.
«Обозначивая» объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к логическому упорядочению и определению (значимым объектам), который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем — во взаимодействии между индивидами, и является стержнем феноменологической социологии.
Согласно А. Щюцу, способ, которым мы создаем значения вне «основного потока» чувственного опыта, состоит в процессе типологизации — создания однородных классов опыта. Способом типологизации мы создаем то, что А. Щюц называет «значимым контекстом» — совокупность критериев, посредством которых мы организуем чувственный опыт в значимый мир. Используя эти критерии, я «перерабатываю» воспринимаемые объекты. «Значимый контекст» снова организуется через процесс типологизации в «запас знаний» — это не знания о мире, а новый мир, созданный в моем сознании, имеющий некоторое отношение к «внешнему», но кардинально отличающийся от него.
Процесс «создания мира» постоянен и непрерывен. Мы каждый раз организуем его на основании «здесь и сейчас», на основании отдельной ситуации и места — «проекта», по терминологии А.Щюца.
До сих пор мы говорили об индивидуальном «создании мира», отмечая, что он составляет основу мира социального. Переход от личности к обществу А. Щюц описывает следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный «запас знаний» должен быть «разделен» с другими людьми. Совмещение различных миров осуществляется на основе «само собой разумеющихся понятий», создавая то, что А. Щюц вслед за Э. Гуссерлем называет «живым миром». Мы создаем и изменяем его в нашем социальном взаимодействии и передаем его из поколения в поколение через процесс социализации.
По его мнению, главная цель состоит в получении организованного знания о соц реальности. Социальная реальность - общая сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстает в сознании людей, живущих среди др людей и связанных с ними многообразными отношениями взаимодействия. Др словами, соц мир - не что иное, как повседневный мир, передаваемый интерпретируемый действующий в нем индивидов, как структурированных значений, выступающий в форме типичных представлений об объектах этого мира.
Типические представления приобретают форму обыденных интерпретаций, конструирующих наличное знаний, которое вместе с опытом действующего индивида явл принимаемым на веру совокупности средств ориентации в этом мире.
В данном контексте главной методологический задачей социологии видится уяснение общих принципов организации в повседневной жизни. Общая социология призвана" реактивировать процессы сознания, сформировавшие устоявшие слои и значения, объяснить инденциональную природу, перспективы релевантности и горизонт интересов".
Социолог стремящийся к объективному рассмотрению соц реальности, принимает научную установку, по Шутцу " принять установку наблюдателя, значит не считать себя и свои интересы центром этого мира, а найти др точку отчета, для ориентации по отношению к явлению.
Для Шутца правило образование социологических понятий и методов конструированние соц объяснений предполагают наличие прямой приемственности между социологическими категориями и типическими схемами, которыми пользуются сами индивиды, для обозначения явления собственного соц опыта. Соц описание Мб переведено на язык значений свойственных самой исслед реальности на базе которой он исслед. Действия участников должны объясниться в терминах соц значений( критерии субъективной интерпритации), причем это должны быть такие значения, которые используются участниками для категоризации этой деятельности и могут осозноваться ими как таковые.
Наше знание о мире - набор типических конструкций, кот направляют и обуславливают наше понимание соц ситуаций и др индивидов, поскольку позволяют делать заключение относительно неизвестных нам мотивов др.
Термин " интерсубъективный" употребляется Щюцем в взаимной связи людей, как существ жизненного мира. Тезис о взаимности перспектив составляет основную форму интерсубъективности. Он предпологает наличие двух идеализаций .
Правило взаимозаменяющих точек зрения.... " я и др чел будем одинаково воспринимать наш общий мир, если мы поменяемся местами так, чтобы мое "Здесь" превратилось в его, а его Здесь, которое для меня сейчас "Там" в моем. Мы пологаем что в случае подобной трансформации мест Оказываются идентичным"
Правило совпадения систем релевантности предполагает я и др чел принимаем на веру тот факт, что не смотря на уникальность наших биограф ситуаций различия используемых нами систем, критериев значимости не существенно с т з наличных целей.... Я и он, т е мы, интерпретируем актуально или потонцеальном общее нам объекты, факты и события, эмпирически тождественны, т е практически достаточно одинаковы образы.
П. Бергер, Т. Лукман : феноменологическая социология знания.
Предположения Шюца о конституировании и конструировании мира и о естественной установке на жизненный мир продолжили его ученики Питер Л. Бергер и Томас Лукманн.
Теория П. Бергера и Т. Лукмана относится к социологии знания. Это социология интересуется процессами, с помощью которых некая система знания становится социально признанной в качестве реальности. Социология знания анализирует процессы, посредством которых реальность социально конструируется. Ключевые термины теории - реальность и знание.
Реальность - это качество, присущее феноменам, иметь бытие, независимо от нашей воли и желания.
Знание - это уверенность в том, что феномены являются реальными и обладают специфическими характеристиками.
Л. Бергер и Томас Лукманн выдвинули тезис о том, что предуготовленное в обществе знание изображает порядок. Общество определяет это тем, «что каждый знает» действительность, в которую мы с рождения вступаем и в которой мы, размышляя и действуя, движемся до самой смерти. Поэтому Бергер и Лукманн говорят также о «социальном конструировании реальности». Порядок принимается членами общества как само собой разумеющийся. Важнейший инструмент этого посредничества в конструировании реальности есть язык.
Общественный порядок - это результат действия людей. Действования, которые оказались успешными и целесообразными, наполняются рутинными действиями. Мышление, сопровождающее это действие в повседневности, характеризуется типизациями самопонимания. Это самопонимание латентно. Оно и является областью интереса эмпирического социального исследования.
Феноменологический анализ хочет слой за слоем вскрыть процесс упорядочивания действительности человеком. Отсюда вырастает стремление исследовать действие в «совершенно нормальной повседневности».
«Само собой разумеющиеся» значения продолжают рассматриваться как основа социальной организации, но авторы обращают большее внимание на значения, вырабатываемые совместно и стоящие как бы «над индивидом». Реальную основу этих значений они видят в религиозных верованиях, разделяющихся каждым. Общество, таким образом, оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные «надстоящие» ценности и значения, которых впоследствии и придерживается. Эти значения развиваются и объективируются в социальных институтах, позволяя индоктринировать новых членов общества, вынужденных подчиняться этим «вне-меня-надо-мной» ценностям.