Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
06.01.2020
Размер:
52.74 Кб
Скачать

Проблема ценностей в экономике

Характеризуя специфику предмета философии экономики, следует отметить ценностный компонент. Иначе говоря, эта дисциплина призвана дать ответы на вопрос, какие ценностные ориентации предпочтительны для человека в области экономики? И здесь, прежде всего, надо выяснить содержание базовой категории «потребительные блага».

Из истории социальной философии известно, что древние мыслители по-разному понимали благо. Например, Эпикур как наслаждение; Киники как воздержание от страстей. Аристотель различал блага трех рядов: телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава) и душевные (нравственны добродетели, острота ума и т. п.). В средневековой философии высшее благо - Бог как источник всех благ и конечная цель всех человеческих устремлений. Т. Гоббс, Б. Спиноза понимали благо как стремление субъекта к высшим результатам деятельности. В философии утилитаризма благо сводилось к практической полезности. В дальнейшем категория блага постепенно заменяется другим понятием. С середины ХIХ в. акцент переносится на понятие «ценность», складывается особое направление в философии - аксиология, изучающая проблемы ценностей.

B современной социально-философской литературе ценности трактуются как материальные и духовные явления, обладающие положительной значимостью для человека, той или иной социальной группы, общества в целом и служащие средствами удовлетворения их потребностей и интересов.

В широком, философском плане под потребительными благами понимается все то, что необходимо человеку для жизни, без чего жизнь не может вообще состояться. Все потребительные блага создаются в процессе производственной деятельности людей. Именно производительный труд непосредственно обеспечивает появление продукта - блага. Однако этот важнейший социально-экономический процесс включает множество других аспектов, например, феномен эксплуатации человека человеком, проблемы обмена благами, их присвоение собственниками средств производства. Конечно, весь этот круг глубоких вопросов анализируется преимущественно политэкономией.

Философский подход нацелен на выяснение отношений людей к потребительным благам, к ценностям. Речь идет об их способности оценивать разного рода блага. Этот процесс связан с ситуацией выбора, который не всегда носит осознанный характер. Следует подчеркнуть, что от характера ценностных ориентаций зависит социальная активность людей или, наоборот, пассивность, иждивенчество.

В рамках общей философии вопросы ценностных ориентаций традиционно связывались с пониманием смысла жизни, с выяснением сократовского вопроса «что есть блага?», с категориями добра и зла. В истории прослеживаются две диаметрально противоположные концепции смысла человеческой жизни: «иметь» или «быть»? Причем в зависимости от характера общества и его экономической основы складывается та или иная генеральная ценностная установка. С появлением частной собственности распространилась жизненная установка на обладание вещами, имуществом, возникло стремление как можно больше иметь материальных благ и привилегий. Подобная жизненная позиция не одобрялась и не одобряется как светским гуманизмом, так и религиозными учениями. В христианстве этот способ поведения именуется алчностью. Отец психоанализа австрийский философ З. Фрейд назвал личность, ориентированную в своих интересах преимущественно на обладание, владение, как невротическую, больную.

В отличие от установок «иметь», «обладать», смысложизненная позиция «быть» предполагает более высокий уровень социально-духовных потребностей, строится на реализации широких интересов, созидательного, честного труда и социальной активности. Конечно, в каждом человеке кaк биосоциальном существе от природы заложены эти две тенденции и предпосылки. Но все дело в том, какая из них возьмет верх. Это зависит не только от индивидуальных свойств личности, но и от непосредственного социального окружения (семья, сверстники, школа, вуз и т, д.).

Характер, особенности ценностных ориентаций не только обусловливают образ жизни отдельного человека, но и сказываются на результатах социально-экономического развития общества в целом.

В научной литературе довольно обстоятельно описаны исторические периоды, в которых ключевую роль играли различные ценности. Считается, что стремление к материальному благополучию, к личной выгоде это родовая черта человека. Эта неуёмная тяга к потребительным благам, к достатку, к преуспеванию осуществлялась разными путями и средствами: на путях предпринимательства, изобретательности, трудолюбия, с одной стороны, и через обман, спекуляцию, коррупцию, подчинение других людей с другой.

Известно, что в эпоху раннего капитализма в Европе экономические успехи были достигнуты в значительной мере благодаря реализации в экономической практике определенных духовно-нравственных ценностей. Немецкий социальный теоретик М. Вебер доказывал, что именно протестантские нормативы (самоограничение, рачительность, упорный груд и др.) обеспечивали своим приверженцам сравнительные материальные преимущества. Религиозная мораль осуждала праздность и восхваляла мирской аскетизм. Эти духовные приоритеты плюс рациональность, понимаемая как распространение утилитарных принципов хозяйственно-экономической деятельности, лежали в основе развития западного капитализма. Причем в этих условиях утилитарно-нравственная практика в сфере экономики допускала отношение к человеку как к средству, как к источнику наживы.

Однако морально-религиозные ценности не являются единственными факторами социально-экономического развития. Многие авторитетные ученые (э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Хантингтон и др.) раскрыли роль в социально-экономическом развитии социокультурных, политических и институциональных ценностей.

Развитие и функционирование социально-экономических структур общества в разных странах детерминируются неодинаковыми ценностными предпочтениями. В восточных обществах огромное значение имеют религиозные, политические и солидаристские ценности. Здесь социокультурная среда носит исторически самобытный характер. В Индии каждый человек должен реализоваться как домохозяин и семьянин. Индийская экономика исходит из приоритета буддийских ценностей, она сильно отличается от современной материалистической экономики, поскольку видит суть цивилизации не в умножении потребностей, а в духовном очищении самого человека. На сферу экономической деятельности распространяются базовые ценности буддизма ненасилие (ахимса), аскеза, внутреннее самосовершенствование. Ключевым положением «буддийской экономики» является учение о «срединном пути», основанное на максимальном благосостоянии при минимизации потребления.

После долгого периода маоистской «культурной революции», отвергавшей духовно-нравственные ценности древности, современный Китай идет по пути возрождения даосистско-конфуцианских традиций. Процесс модернизации экономики здесь происходит на основе учета автономии личности и национального самосознания. Возрождение конфуцианских ценностей: порядка, справедливости, единства знаний и действий и т. п. -рассматривается как непременное условие для социально-экономических успехов Китая.

Известно, что за последние годы в Японии достигнут высокий уровень экономического роста. Это японское экономическое «чудо» стало возможным в значительной мере потому, что этическая мотивация хозяйственно-экономической деятельности опиралась на самостоятельное переосмысление национальных культурных традиций. Японцы не пошли по проторенному западному пути стимулирования предпринимательской деятельности через поощрение и культивирование индивидуализма. Специфика японской философии как синтеза конфуцианства, буддизма и синтоизма заключается в обосновании положения о том, что человек не имеет ценности вне социума. Человек, действующий в экономике, должен быть верным, честным, бережливым, постоянно совершенствовать свои знания. В японском менталитете значительное место занимает дзен-буддийская и синтоистская установка на единство человека с природой, а также на взаимное доверие и заботу друг о друге, уважение к старшим и руководителям. Особо дает о себе знать корпоративная этика с ее культом интересов фирмы, профессиональных предпочтений. В Японии синкретическое соединение морально-этического учения Конфуция и важнейших элементов синтоизма и буддизма составляет базу того феномена, который принято называть японским духом. По мнению некоторых исследователей, приверженность к этим ценностям стала одним из факторов экономического взлета.

Иная система ценностей сложилась в мусульманских странах. 3десь в социально-экономической среде во главу угла поставлены нравственные постулаты, зафиксированные в Коране и шариатском праве. Считается, что неукоснительное следование нравственным правилам ислама первично выше, чем стремление к материальному благополучию. Религиозно-этические приоритеты, такие, как закят (налог в пользу бедных), запрет на получение банковского капитала, шариатский порядок наследования, толкуются как «столпы» исламской социально-экономической системы, ограничивающие право частной собственности, как способа перераспределения доходов. Некоторые специалисты утверждают, что применение ислама в экономической практике приносит свои положительные плоды. Здесь обычно ссылаются на социально-экономические успехи Турции и Ирана. В общественном развитии этих стран подчеркиваются динамизм исламской религии, ее активное влияние на человека. В отличие от западного современного обывателя мусульманин вопрошает себя не «чего я хочу?», a «чего хочет Бог?». В этом его сила. И эта сила позволяет мусульманам бросить вызов западной цивилизации.

Надо отметить, что религиозно-культурное содержание экономики исламских стран лежит в основе реформаторских тенденций общественного развития. Реформаторы выступают с идеями синтеза науки и религии. При этом сторонники реформации не против модернизации и технико-экономического прогресса как такового, они лишь против отступлений от норм ислама, которые могут быть сопряжены с современным развитием.