Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Плунгян.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.58 Mб
Скачать

3.4. Посессивность и другие категории

Как можно было заметить из предшествующего изложения, из всех грамматических категорий морфологически посессивность теснее всего связана с лицом. Эта связь проявляется как в существовании во многих языках мира особого класса слов – притяжательных местоимений, так и в существовании грамматической категории притяжательности, объединяющей значения лица и принадлежности в особых морфологических показателях имени.

Посессивность (и притяжательность) может также выражаться совместно с согласовательным классом, числом, детерминацией, т.е. всеми основными грамматическими категориями имени. При этом связь между посессивностью и детерминацией заслуживает наибольшего внимания, так как представляется с семантической точки зрения достаточно нетривиальной. С одной стороны, имена в контексте посессивной конструкции имеют тенденцию интерпретироваться как определенные или по крайней мере референтные. В ряде языков это проявляется в том, что показатели определенности оказываются вытеснимыми в контексте посессивных показателей (и особенно притяжательных местоимений). Эта семантическая близость посессивности и определенности объясняет также диахронически частый путь грамматикализации показателей определенности на основе притяжательных местоимений (см. обобщение наблюдений такого рода в статье Fraurud 2001, где приводится материал финно-угорских и тюркских языков, а также майя).



Ключевые понятия

Базовые (= «количественные») значения граммем категории числа: единичность, двойственность, множественность; тройственное и паукальное число. Связь между количественными значениями и дискретностью существительного. Типы недискретных объектов: вещества, совокупности, свойства. Совокупность и понятие собирательности. «Индивидуализация» (сингулятивность) и «деиндивидуализация» (собирательность) объектов; словообразовательное и лексическое выражение собирательности и сингулятивности. Использование граммем числа для выражения собирательности и сингулятивности.

Другие неколичественные значения граммем числа: родовое, видовое, эмфатическое, аппроксимативное, неопределенное. Грамматический статус числовых противопоставлений и проблема «инварианта» числовых граммем.

Выражение количественных значений в глагольных словоформах. Значение множественности актантов; мультисубъектность и мультиобъектность. Значение множественности ситуаций и его разновидности: итератив, рефактив, мультипликатив, дистрибутив.

Детерминация как указание на тип объекта и на возможность отождествить слово с его конкретным референтом («имя» c «вещью»).

Референтные («конкретные») и нереферентные («обобщенные») употребления. Типы референтных употреблений: определенность, сильная и слабая неопределенность. Текстовая и ситуативная определенность. Типы нереферентных употреблений: родовое и предикативное.

Грамматические системы выражения детерминации в языках мира. Системы, ориентированные на противопоставление референтность ~ нереферентность и на противопоставление определенность ~ неопределенность. Способы выражения детерминации в языках мира. Артикли (грамматические показатели детерминации).

Связь детерминации с другими грамматическими категориями. Детерминация и число; связь с падежом существительного; видом и наклонением глагола.

Посессивность и обладание (принадлежность). Посессивность как выражение отношений принадлежности в широком смысле, включая обладание, родственную / социальную связь, мереологию и предикатно-аргу­ментные отношения. Выражение посессивности в именной сфере (генитив, изафет, посессивные классификаторы), в адъективной сфере (притяжательные прилагательные и местоимения), а также с помощью особой именной категории принадлежности. Использование показателей принадлежности для выражения предикатно-аргументных отношений: «спрягаемые прилоги». Отчуждаемая и неотчуждаемая принадлежность; понятие реляционного имени. Категория личного предназначения.