Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lek3.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
97.49 Кб
Скачать

3.3. Становление сж в России и ссср

Первым в России исследованием журналистики с использованием социологических методов и процедур считается, как уже было отмечено выше, предпринятое в 1855 - 1856 г.г. Н.А. Добролюбовым изучение журнала "Собеседник любителей российского слова". Журнал выходил с 20 мая 1783 года до 6 сентября 1784 года, всего шестнадцать номеров.

Результаты своего исследования Добролюбов напечатал в 8-10 номерах "Современника" за 1856 год в статье, которая заняла 82 страницы. Объектом анализа стали письма читателей, опубликованные в "Собеседнике". Всего, по подсчетам Добролюбова, было опубликовано более 50 писем. По стоящими под письмами подписями, Добролюбов рассчитал структуру авторов по полу и по социальному положению, а также по месту проживания. Подобные процедуры изучения редакционной почти и ее авторов стали впоследствии традиционными в СЖ.

По статье Добролюбова можно предположить, что он использовал процедуры метода количественного анализа содержания, которые впоследствии оформятся в метод контент-анализа. Так он подсчитал, что 16 книжек "Собеседника" вобрали в общей сложности 2800 страниц текста, что всего в журнале было напечатано 242 произведения, из них 110 - стихотворения, занявшие 500 страниц, что 1348 страниц заняло сочинение Екатерины II "Записки касательно российской империи". Анализ полученной статистики привел к выводу - журнал собственно и издавался, чтобы напечатать труд императрицы, а все остальное - лишь приложение к нему, или, как написал Добролюбов, Екатерине потребовался журнал, который облегчал бы ей управление общественным мнением в России.

Отметим, что изучение читателя в дореволюционной России систематически не проводилось. Одним из немногих случаев является попытка "Русских ведомостей" провести анкетный опрос для выяснения лица читателя и его отношения к газете. Опрос был предпринят в связи с 50-летием "Русских ведомостей". Активно исследование читателей газет и журналов начинается в России только в 20-е годы.

Одно из первых - исследование читателей губернской крестьянской "Нашей газеты" в Воронежской губернии, проведенное Я. Шафиром летом 1923 года. Для исследования Шафир составил анкету из 26 вопросов, по которой сам проводил опрос.

Более глубоким с позиций СЖ стало изучение читателей "Рабочей газеты". В мае 1925 г. "Рабочая газета" опубликовала анкету. Было заполнено 7483 анкеты, распространенные во всех концах страны. Это был по существу первый, массовый анкетный опрос в советской СЖ. По результатам опроса, было установлено, что 54,1% читателей газеты -- рабочие, 27,1% - служащие, что очень мало интересуются газетой женщины. Кроме того, исходя из данных опроса, Я. Шафир создал типологию читателей газеты, состоящую из 5 групп.

В числе наиболее серьезных исследований в советской СЖ находится опрос читателей газеты "Рабочая Москва" в 1929 году (тираж составлял в это время 300.000). Важно и то, что это было первое выборочное исследование в советской СЖ.

Выборка строилась так. Из множества разнородных предприятий были отобраны такие, где имелись сравнительно большие группы читателей по данным подписки. Почти 1/3 выборки составили читатели, покупающие газету в киосках. На 92 предприятиях и около 60 киосков было опрошено почти 11 тысяч респондентов.

Еще одним направлением исследований в СЖ в 20-е годы стало изучение читательских интересов и предпочтений. С этой целью в 1923 г. 2000 анкет разослала и 500 получила обратно редакция "Трудового набата" (Тюмень). В 1924 г. опрашивала читателей по анкете редакция "Подольского рабочего". В 1926 г. иркутской газетой "Власть труда" разослано 20.000 анкет (получено обратно 5.000). В том же году изучали читателей и их интересы в архангельской "Северной деревне".

В некоторых случаях изучался читательский интерес определенной узкой группы читателей. Например, в 1924 г. редакционно-издательский отдел политуправления 5-ой армии анализировал как воспринимают газету красноармейцы.

В 20-е годы стали появляться статьи, в которых рассматривались методические и процедурные вопросы изучения читателей печатных изданий и их интересов. Так, С. Безбородов (Как изучать читателя (практические предложения). “Журналист”. 1927, №3) предложил проводить анкетные опросы не один раз в 1-2 года, а каждые 3-4 месяца, причем анкета должна быть разработана централизовано. Н. Гринблат (Изучение читателей. “Журналист”. 1926, №10) считал, что анкетные опросы должны проводить не редакции газет, а централизованные службы. На необходимость широких социологических исследований журналистики указывал В. Кузьмичев (Изучение читателя. “Журналист” 1929, №10). Я. Шафир в своей книге "Очерки психологии читателя" (М. -Л., 1927) выделил 3 направления в социологическом изучении читателей: изучение экономических возможностей читателей в отношении газет; изучения словаря читателя, его соответствия языку газеты; изучение социально-демографических особенностей читателей периодики. В другой своей статье "Методы изучения читателя" ("Журналист". 1927, №4) Шафир характеризует основные методы социологии журналистики в изучении читателя: наблюдение, эксперимент, анкетирование, статистический подсчет библиотечных данных (анализ документов). Кузьмичев (Печатная агитация и пропаганда. М.-Л., 1930) предложил свой набор методов: анкетирование, массовая работа, метод собирания отзывов, анализ документов, наблюдение, эксперимент, тестирование. Наиболее детально в СЖ 20-х годов был описан метод наблюдения, в т.ч. включенного. Что касается метода массовой работы, то к нему относились читательские собрания, беседы, смотры, выездные редакции. Вместе с тем, методическая база СЖ 20-х годов была достаточно слаба, так как социологическим изучением газет и их читателей занимались прежде всего сами журналисты. Своего развития она не получила, так как в 30-е годы социологическое изучение печати было полностью свернуто.

В 20-е годы активно развивалось еще одно направление СЖ - изучение журналистских кадров. Так, уже в мае 1920 г. инструкторский отдел РОСТА собрал сведения из 190 изданий (36 губернских и 154 уездных) об образовании и журналистском стаже 452 журналистов.

В 1923 году появилось циркулярное письмо ЦК РКП (б) "Об учете местной периодической печати", которое включало 2 анкеты для редакций газет. Первая анкета включала вопрос об экономическом положении газеты, о тираже; вторая - вопросы о читателях и журналистах. Обе анкеты содержали 38 вопросов, с их использованием была собрана информация о журналистах 206 редакций.

В мае 1926 г. отдел печати ЦК ВКП (б) провел анкетный опрос 64 штатных и 56 нештатных репортеров 18 московских газет. В 1927 г. по этой же анкете было опрошено 146 репортеров 8 московских и 4 ленинградских газет и 28 журналистов из 6 провинциальных газет. В этом же году был проведен анкетный опрос в 220 редакциях по определению основных характеристик журналистов: профессиональном составе, стаже работы в печати, заработке, бюджете времени, квалификации, партийности.

Одним из первых в советской СЖ исследований бюджета времени журналистов стало изучение в 1926 г. Центральным бюро секции работников печати бюджетов времени 341 журналиста из более 10 городов страны. В 1929 г. было проведено самое массовое обследование журналистов - опрошено 5 тысяч в 376 редакциях (68 % всех газет, издаваемых тогда в СССР).

Полученные в ходе всех этих исследований данные позволяют назвать основные социально-демографические и профессиональные характеристики журналистских кадров в 20-е и 30-е годы. Например, в 1923 г. на 3539 работников газет и издательств коммунистов было всего 18,1 %. В те же годы в основных московских газетах в партии состояла лишь десятая часть репортеров. По данным опросов 1924 г. по 232 газетам среди редакторов: рабочих - 19,4%, крестьян – 26,1 %, интеллигентов -38,4 %.

В 1926 г. 22 % столичных репортеров имели высшее образование, 70 % - среднее, 5 % - начальное. В целом по СССР на 1929 год высшее образование имели 13 % журналистов, 1 % - домашнее образование, 52 - среднее, 34 - начальное и неполное среднее; 8,2 % имели дореволюционный стаж работы в газете; половина журналистов в возрасте от 24 от 35 лет, средний возраст журналистов всех групп около 30 лет.

Представляют интерес и данные, характеризующие состав журналистов по полу. Вначале вспомним, что среди 470 членов дореволюционного союза журналистов была 1 женщина. В 1929 г. соотношение мужчин и женщин, работающих в газетах - 75 и 25 %, причем среди самих журналистов женщины составили только 10 %. Утверждалось, что это в определенной мере связано с длинным рабочим днем в печати. По данным исследований бюджета времени журналистов в 1927 г., секретари газет работали в среднем по 9,4 часа в день; редакторы и их заместители - 8,3 часа; репортер - 8,2 часа. Кроме того около 2 часов журналисты тратили на литературную работу дома. Это средние показатели, а, например, 80 % харьковских журналистов работали от 12 до 14 часов в день. Длинный рабочий день считалось отрицательно отражался на здоровье журналистов. Л.М. Чацкий в статье "Раненные тяжелыми факторами жизни" ("Журналист", 1924, № 16) писал, что в 1924 году из 37 работников печати, которых подверглись специальному обследованию, только 3 оказались здоровыми.

Сравним эти цифры с данными, которые получили в 1992-1993г. социологии МГУ в результате проведенного исследования в 10 регионах России. В анкетном опросе участвовали 1 тыс. журналистов (698 изданий, существующих продолжительное время, и 302 новых СМИ). В результате исследования был получен портрет "среднего" российского журналиста. Итак, средний возраст журналиста в России 40,7 года, стаж работы в журналистике - 15,9 года, в редакции СМИ на момент опроса он проработал 7,5 года. В среднем 63 % журналистов - мужчины, 95,2 % из общего числа имеют высшее образование, но только 56 % - специальное журналистское. 69 % журналистов женаты или замужем (в США, для сравнения, этот показатель почти вдвое ниже). Наконец, 25 % журналистов ранее были заняты в другой сфере деятельности, не связанной со СМИ.

Следует отметить, что одним из направлений исследований в советской СЖ и в довоенные 20-30-е годы и затем в 60-80-е годы было изучение деятельности партийных комитетов по руководству СМИ, а также эффективности участия СМИ в процессе партийной информации, агитации и пропаганды. Причем абсолютное большинство исследований деятельности СМИ проводилось по заказу и для партийных органов всех уровней. Еще одним чисто советским направлением в отечественной СЖ было изучение роли и места широких масс в производстве информации, прежде всего в работе редакций СМИ. Но и эти направления стали возрождаться в советской СЖ только в 50-60-х годах.

Вынужденный перерыв с 30-х по 50-е годы в развитии СЖ в СССР привел к тяжелым для нее последствиям. Так, в 20-е годы советская СЖ порвала с традициями дореволюционной социологической мысли и исследованиями СМИ в западной социологии. Но в 30-50-е годы были забыты даже свои немногие достижения в СЖ 20-30-х годов. Начинать исследования в СЖ приходилось заново и делать их прямо или косвенно используя опыт зарубежной СЖ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]