Глава III. Дипломатия рубежа веков: кризис взаимоотношений.
Последнее двадцатилетие XII века стало для Византийской империи знаковой эпохой, предвещавшей ее скорое падение. Два события – разгром латинского квартала в Константинополе в 1182 году и взятие сицилийскими норманнами Фессалоник в 1185 году – навсегда изменили отношение как латинян к византийцам, так и византийцев к латинянам. Никита Хониат с присущим ему умением тонко чувствовать эпоху так оценивает поведение норманнов на территории империи: «Проклятые латиняне…до безумия влюбленные в наши блага, они вечно злоумышляют против нашего рода и стараются всячески сделать нам зло»120. Мысль о враждебности Запада империи заложена в этих строках.
Империя испытала и внутренние потрясения. В 1185 году произошел переворот, в результате которого династию Комнинов сменили Ангелы121. Вслед за эти произошло отделение Болгарии в 1186 году122, а сербы еще только готовились стать независимыми от империи.
Эти события византийской истории были современны происшествию, которое ужаснуло западный мир – в 1187 году Саладин захватил Иерусалим123. Выходом из сложившейся ситуации мог служить лишь новый крестовый поход – Третий по счету. Из трех государей, взявших крест, лишь один – германский император Фридрих I Барбаросса решил отправиться в Святую землю уже известным путем – через Балканы и Малую Азию. Это означало, что часть пути неминуемо придется идти по византийским владениям.
Первоначальные договорённости между двумя империями были достигнуты в ходе так называемого Нюрнбергского рейхстага124. Возглавлявший византийскую делегацию логофет дрома (руководитель внешнеполитического ведомства империи125) Иоанн Дука гарантировал германскому правителю, что подвоз продовольствия и иных необходимых крестоносцам товаров будет осуществляться в срок и в изобилии126. Тем не менее, взятые обязательства византийцами не были исполнены, хотя Исаак Ангел «употребил все старание на сбор разных припасов»127. Хониат обвиняет в этом логофета дрома и его помощника Андроника Кантакузина, вменяя им в вину не только преступное отношение к собственным обязанностям, но и введение в заблуждение самодержца128. Однако нам кажется, что если эти обвинения если не полностью, то, по крайней мере, частично ошибочны. Думается, что Исаак уже заранее был готов увидеть в немецких крестоносцах врагов, и вот по каким причинам.
Трагичность ситуации заключалась в том, что, будучи союзниками на бумаге, реально обе империи приходились едва ли не врагами друг другу. На пути их согласия стоял целый комплекс противоречий. С немецкой стороны, это династическое объединение Германии и Сицилии, делавшее союз с Константинополем невозможным; заключенный между Фридрихом и иконийским султаном союз, направленный не то против Саладина, не то против Византии; что особенно важно - прием германским императором посольств от болгар и сербов129. Последним своим действием Фридрих нарушал, по мнению византийского правительства, исконное право Византии на управление этими народами. В свою очередь, византийцы также предприняли шаг который весьма трудно назвать дружественным по отношению к германскому правителю: создание союза с Саладином, одним из пунктов которого Исаак Ангел обязался всячески задерживать Фридриха, за что должен был получить Святую землю130. И обе империи имели определённые интересы в Восточном Средиземноморье131, что лишь создавало дополнительные преграды на пути к согласию.
Если в качестве рабочей гипотезы принять тезис об обязательстве василевса задержать воинственного императора Фридриха, то часть из того, о чем повествует Хониат, становится понятным. В частности, в данном свете ясны попытки царя установить заграждения в клисурах132, которые немцам пришлось обходить едва ли не целый месяц133. Из соображений возможной обороны Константинополя от противника император даже заложил одни из многочисленных ворот города известью и кирпичом134 - видимо, способом задержки Фридриха рассматривался даже вооруженный конфликт, одной из фаз которого могла быть попытка штурма столицы.
Что касается византийской дипломатии по отношению к Фридриху, то ее можно охарактеризовать как неосмотрительную, если не вызывающую. Принимая германских посланцев, император в их присутствии позволял себе принимать с почетом посла от Саладина135; в письмах германскому императору именовал его «королем», неизменно прописывая перед своим именем титул «император»136 - подобное действие было вполне в принципах византийской политической теории, заявлявшей о существовании лишь одного императора – ромейского, т.е. римского; германские послы не только не были приняты с полагающимися почестями, но и подвергались оскорблениям137. Что интересно, Исаак за помощь в переправе и снабжении продовольствием требовал у Фридриха половину территорий, что тот захватит в Азии138. Этот любопытный факт свидетельствует в пользу того, что византийская дипломатия в отношениях с крестоносцами до самого конца пыталась воевать их руками за возврат имперских земель.
Более того, ситуацию осложняла необъявленная война, фактически начавшаяся на просторах от Константинополя до Филиппополя – временной ставки Фридриха. Хониат рассказывает о фактическом сражении между византийцами и «алеманами», в результате которого первые были обращены в бегство139. Терпению Фридриха пришел конец осенью 1189 года, когда он приказал своему сыну Генриху готовить армию и флот к захвату Константинополя140. Если бы это ему удалось, то 1204 год наступил бы для империи на 15 лет раньше. Здесь мы можем наблюдать не просто предложения захватить город, как сделанные во время Второго похода, а создание целого плана, выполнение которого могло воплотиться в жизнь в недалекое время. Меж тем в лагере крестоносцев уже не первый раз начали говорить об измене Византии христианскому долгу141.
Лишь весной 1190 года Фридрих переправился на малоазиатский берег. 10 июня при переправе в Малой Азии император погиб142, а войско его разбрелось. Третий крестовый поход можно признать крупным дипломатическим поражением Византии, поскольку империя нажила себе врагов в лице Священной Римской империи и Сицилии и значительно подорвала своими непродуманными акциями авторитет в христианском мире.
В 1195 году в Византии произошел очередной дворцовый переворот. Ослепив Исаака II Ангела и узурпировав власть, на трон взошел Алексей III. Примечательно, что, по-видимому, желаю выглядеть более легитимным как внутри страны, так и на внешнеполитической арене, Алексей стал именовать себя Комнином143.
Однако дела новоиспеченного узурпатора в области дипломатии не задались с самого начала. Новый правитель объединенных Германии и Сицилии король Генрих VI, которого в историографии принято считать ярким выразителем идей универсализма, желавшим включить в состав своей обширной империи и Византию144, потребовал крупную выплату со стороны византийских властей, угрожая в противном случае войной145. Не имевшему средств для защиты Алексею III пришлось подчиниться, введя «алеманнский налог»146. Византийская дипломатия вновь потерпела поражение, но не оно было самым страшным. Действительно разгромным моментом для византийской дипломатии конца XII века было ее фактическое осмеяние, когда император, желая не терять облик вселенского владыки мира, облачился в наряд, усыпанный золотом и драгоценными камнями, который посланцы короля сравнили его наряд с женским платьем147. Репрезентация власти не удалась Алексею. Лишь смерть Генриха в 1197 году спасла Византию.
Обобщая материал третьей главы, можно сказать, что последнее двадцатилетие XII века стало времен поражений византийской дипломатии в политической игре с крестоносцами. Империя, не до конца осознавая свою слабость, все еще пытается задавать тон в жизни Восточного Средиземноморья. Вместе с тем это и время роста взаимной ненависти западных «варваров» и византийцев.
Заключение
Безусловно, можно утверждать, что эпоха Крестовых походов открыла новые возможности для применения и оттачивания дипломатических методов. Впервые лицом к лицу столкнулись две цивилизации: византийская и средневековая западноевропейская. На протяжении немногим более чем столетия произошла заметная интенсификация политических, экономических и культурных связей.
Алексей I Комнин, опытнейший и осторожнейший дипломат, дал начало той внешнеполитической линии, которой византийская дипломатия в диалоге с крестоносцами будет придерживаться едва ли не до конца XII века. Василевс смог построить систему взаимоотношений, в которой принципы вассалитета крестоносцев и признание ими верховного авторитета императора сочеталось с глубокой подозрительностью каждой из сторон в отношении другой. Методы, использованные императором, разнятся от простого подкупа до военных ударов. От Алексея Комнина была унаследована и антиохийская проблема, выраженная в желании империи включить этот город в свой состав.
Середина XII века, ознаменовавшаяся Вторым крестовым походом, стала для византийской дипломатии неприятным сюрпризом. Прежде всего угрозу своим правам на Востоке империя усмотрела в начавшемся предприятии, что вызвало скрытое противодействие крестоносцам. В этот же период впервые у западноевропейцев появляются мысли о вреде Византии делу крестовых походов. И эта же эпоха – время триумфа Византии в антиохийской проблеме.
Конец XII века – судьбоносная для Византии пора, начавшаяся с крупных конфликтов с западноевропейцами. Несмотря на постепенное ослабление, империя все еще пытается сохранить внешнеполитические позиции. Однако Третий крестовый поход стал крахом надежд Византии, став ее крупным дипломатическим поражением. Латиняне и византийцы начинают видеть друг в друге врагов. Попытка Генриха VI подчинить себе Византию лишь стала прологом к будущему Четвертому крестовому походу и взятию Константинополя.
Список использованной литературы
Источники:
Анна Комнина. Алексиада. М.; Наука,1965
Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Т. 1-2. СПб.; 1860-1862
Из «Полного свода всеобщей истории» Ибн ал-Асира. // Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. Стр. 105-108
О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток. //Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М.; Наука,1972. Стр. 371-377.
Историография:
Культура Византии. Вторая половина VII-XII века. М.; Наука,1989
Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб.; Алетейя,2000
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М.; Наука,1980
Любарский Я. Н. Предисловие. // Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. Стр. 5-50.
Люблинская А. А. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.
Медведев И.П. К вопросу о принципах византийской дипломатии накануне падения империи// Византийский временник, т. 33. М.; Наука,1972. Стр. 129-139.
Оболенский Д.Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.; Янус-К,1998
Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5-ти томах. Т.1, Т.4. М.; Астрель,2005
Чеснокова Н.П. Самозванцы в Византии (К вопросу о характере императорской власти в конце XII - начале XIII в.)//Византийские очерки. М.; Индрик,1996. Стр. 97-100
D. Obolensky. The principles and methods of byzantine diplomacy// Byzantium and the Slavs. New York,1994
1 Анна Комнина. Алексиада. М.; Наука,1965.
2 Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв. М.; Наука,1989. Стр. 113
3 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 55.
4 Любарский Я.Н. Предисловие. // Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. Стр. 19.
5 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 55.
6 Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. Стр. 273.
7 Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв., стр. 597.
8 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 275.
9 Там же, стр. 288.
10 Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Т. 1-2. СПб., 1860-1862
11 Никита Хониат. Указ. соч., т.1,стр. 1.
12 Там же, стр. 70.
13 Там же, стр. 272.
14 Культура Византии, стр. 124.
15 Люблинская А.А. Указ. соч., стр. 273.
16 Культура Византии, стр. 124.
17 Никита Хониат. Указ. соч., стр. 69.
18 Там же, стр. 69.
19 Из «Полного свода всеобщей истории» Ибн ал-Асира. // Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. Стр. 105-108.
20 О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток. //Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М.; Наука,1972. Стр. 371-377.
21 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 36.
22 Люблинская А.Д. Указ. соч., стр. 119.
23 Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 томах. Том 4. М.; Астрель,2005
24 Успенский Ф.И. Указ. соч., т. 4, стр. 141.
25 Успенский Ф.И. Указ. соч., т. 1, стр. 4.
26 Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб.; Алетейя,2000
27 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 26.
28 Васильев А.А. Указ. соч, стр. 44.
29 Д.Д. Оболенский. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.; Янус-К,1998
30 Д.Д. Оболенский. Указ. соч., стр. 291-292.
31 Там же, стр. 289.
32 D. Obolensky. The principles and methods of byzantine diplomacy// Byzantium and the Slavs. New York,1994
33 Культура Византии. Вторая половина VII-XII века. М.; Наука, 1989
34 Указ. соч, стр. 26.
35 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М.; Наука,1980
36 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 235.
37 Успенский Ф.И. Указ. соч., т. 4, стр. 155.
38 Там же, стр. 157; Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя, стр. 49.
39 Культура Византии, стр. 249.
40 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 94.
41 Там же, стр. 138.
42 Медведев И.П. К вопросу о принципах византийской дипломатии накануне падения империи// Византийский временник, т. 33, стр. 136.
43 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 49.
44 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 287.
45 Из «Полного свода всеобщей истории» Ибн ал-Асира. // Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах, стр. 106.
46 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 49.
47 Культура Византии, стр. 246.
48 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 280-288.
49 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 160.
50 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 298-299.
51 Там же, стр. 299.
52 D. Obolensky. The principles and methods of byzantine diplomacy// Byzantium and the Slavs, p. 15.
53 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 280.
54 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 287.
55 Там же, стр. 291.
56 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 298.
57 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 292.
58 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке, стр. 62.
59 Медведев И.П. Указ. соч., стр. 135.
60 Там же, стр. 55.
61 Культура Византии, стр. 251.
62 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 280.
63 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 157.
64 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 288.
65 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 288.
66 Васильев А.А. Указ. соч., стр.50.
67 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 97.
68 Там же, стр. 98.
69 О взаимоотношениях Византии и сицилийских норманнов, Алексея и Боэмунда см. Анна Комнина. Алексиада, стр. 140-188.
70 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 160.
71 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 292.
72 Культура Византии, стр. 270.
73 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 364-372.
74 Там же, стр. 364-366.
75 Там же, стр. 369.
76 Там же, стр. 369.
77 Д.Д. Оболенский. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов, стр. 292.
78 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 74-75.
79 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 50.
80 Анна Комнина. Указ. соч., стр. 375-376
81 Там же, стр. 377.
82 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 53.
83 Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Т. 1, стр. 49.
84 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 234.
85 Никита Хониат. Указ. соч., т. 1, стр. 32.
86 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 235.
87 Никита Хониат. Указ. соч., т. 1, стр. 33.
88 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 151.
89 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 51.
90 Там же, стр. 53.
91 Культура Византии, стр. 274.
92 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 76.
93 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 62.
94 Там же, стр. 60.
95 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 33-40.
96 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 76.
97 Там же, стр. 77.
98 Никита Хониат. Указ. соч., т.1. стр. 78-79.
99 Там же, стр. 78.
100 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 159.
101 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 80-81.
102 Там же, стр. 84.
103 Там же, стр. 85.
104 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 159.
105 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 254.
106 О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток. //Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков, стр. 371.
107 Там же, стр. 371
108 Там же, стр. 373.
109 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 162.
110 О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток. //Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков, стр. 373-374.
111 О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток. //Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков, стр. 374.
112 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 162.
113 О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток. //Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков, стр. 375.
114 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 260.
115 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 69.
116 Там же, стр. 69.
117 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 136-138.
118 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 70.
119 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 146.
120 Никита Хониат. Указ. соч., т.1, стр. 383.
121 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 84.
122 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 389.
123 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 171.
124 Там же, стр. 178.
125 Культура Византии, стр. 256.
126 Никита Хониат. Указ. соч., т.2, стр. 62.
127 Там же, стр. 62.
128 Никита Хониат. Указ. соч., т.2, стр. 62-63.
129 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 179.
130 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 94.
131 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 180.
132 Никита Хониат. Указ. соч., т.2., стр. 64.
133 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 407-408.
134 Никита Хониат. Указ. соч., стр. 65.
135 Успенский Ф.И. Указ. соч., стр. 409-410.
136 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 94.
137 Никита Хониат. Указ. соч., т.2, стр. 73-74.
138 Васильев А.А. Указ. соч., стр. 94
139 Там же, стр. 71-72.
140 Заборов М.А. Указ. соч., стр.181.
141 Никита Хониат. Указ. соч., т.2, стр. 73.
142 Заборов М.А. Указ. соч., стр.182.
143 Чеснокова Н.П. Самозванцы в Византии (К вопросу о характере императорской власти в конце XII - начале XIII в.)//Византийские очерки. М.; Индрик,1996, стр. 100
144 См. Васильев. Указ. соч., стр. 95-98; Заборов М.А. Указ. соч., стр. 189-190.
145 Никита Хониат. Указ. соч., т.2, стр. 173.
146 Заборов М.А. Указ. соч., стр. 190.
147 Там же, стр. 174.
