Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крим БАЛЛИСТИКА.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
04.01.2020
Размер:
81.09 Кб
Скачать

Определение дистанции выстрела по следам дроби

Дробовой заряд на дистанции до 3м летит компактной массой и образует одну пробоину.

При большем расстоянии наблюдается осыпь дроби, т.е. внедрение каждой дробины отдельно.

Мелкая дробь летит на расстоягние до 200м, крупная – до 300м. Площадь поражения рассеивающимися дробинками имеет диаметр 25-30 см и больше.

Порошинки при дымном порохе летят на расстояние 3м, при бездымном – до 1-1,5м.

Следы копоти определяются в пределах 0,75м при бездымном порохе и до 1м – при дымном порохе.

Пыжи могут лететь иногда до 40м и внедряться в рану.

Зная это, по осыпи можно, ориентируясь на справочные данные, приблизительно определить дистанцию выстрела. Например, если центральное отверстие диаметром примерно 3-3,5см и вокруг много отверстий, то допустима дистанция выстрела около 2м. Более точные сведения могут быть получены экспертным путем при экспериментальной стрельбе из того же оружия и такими же боеприпасами.

Обнаруженные места попадания снаряда (пули, дроби или картечи) фиксируют в протоколе и на плане (схеме) места происшествия.

При этом измеряют диаметр круга (или большую или меньшую оси эллипса при рассеивании овальной формы) и расстояние (среднее) между соседними дробинами. Подсчитываем также общее количество следов от дроби (внедрившихся, оставивших вмятины).

След фотографируют, после чего на него может быть положен лист бумаги, на которой переносится этот след. Внедрившаяся дробь извлекается. Изъятую дробь осматривают, отмечая в протоколе внешние ее признаки: форму дроби, размеры, цвет, состояние поверхности, наличие загрязнений на поверхности, деформацию дроби. Размер дроби определяется для установления ее номера, а форма и состояние поверхности позволяет выяснить заводского или самодельного она приготовления.

Наряду с выяснением этих обстоятельств, свидетельствующих о направлении и дистанции выстрела, нередко требуется установить приблизительное местонахождение стрелявшего.

Способ решения этой задачи зависит от типа (вида) следов и объектов, обнаруживаемых на месте происшествия.

Иногда, например, это удается сделать по следам ног. Если имеются следы близкого выстрела, то с учётом дистанции определяется, где находился стрелявший. При этом имеют в виду, что под дистанцией выстрела понимается расстояние от дульного среза оружия до преграды. Если обнаружены пыжи, то учитывая дальность их полета (обычно - 2-3м), используют и этот признак.

Местонахождение стрелявшего можно определить и по выброшенной из оружия гильзе. Для этого надо знать систему примененного оружия и воспользоваться справочными данными, где указано, в каком направлении (вправо, влево, вперед), под каким углом к оси оружия и на какое расстояние выбрасываются гильзы. Однако при этом следует учитывать возможность рикошета, откатывание её после падения.

При дальней дистанции выстрела, о местонахождении стрелявшего судят, установив линию полета пули. Это возможно при наличии двух пулевых повреждений: двух пробоин или пробоины и следа рикошета. При наличии двух сквозных повреждений, например, в двойной раме окна, в отверстия вставляют бумажную трубку, через которую визируют линию полета пули. Видимый в трубку участок может быть сфотографирован. При этом ось объектива должна совпадать с линией визирования.

Если имеется сквозное повреждение в одном объекте и слепое – в другом, то линия полета определяется с помощью натянутой нити, соединяющей центральные точки этих повреждений. Продолжение нити за пределами помещения указывает зону, в которой могло находиться оружие в момент выстрела. В последние годы полет пули визируется с помощью луча лазера.

Если имеется только один сквозной пулевой канал, определить направление выстрела можно при условии, что канал по длине в несколько раз превосходит калибр снаряда, т.е. достаточно глубок. В такой канал вставляют деревянный стержень. Осевая линия стержня укажет направление полета пули.

Проводя визирование любым из указанных способов, следует учитывать отклонение линии полета пули от линии прицеливания. Только при стрельбе с небольшого расстояния пуля летит практически по прямой линии. При значительных расстояниях различают восходящую и нисходящую ветви траектории полета пули. Поэтому, определив визированием, местоположение стрелявшего, делают определенную поправку.

Помимо вышеописанных приемов визирования широко применяется расчетно-графический способ. Для этого изготавливают схематические чертежи здания или местности в двух проекциях – горизонтальной и вертикальной. На таких чертежах видны не только линии полета пули, но и границы возможного (наиболее вероятного) положения оружия в момент выстрела.

Обнаружение следов-продуктов выстрела на руках, лице и одежде стрелявшего

Такая необходимость возникает, например, для подтверждения версии о самоубийстве, для исследования рук подозреваемого в убийстве. При производстве выстрелов газы, несущие продукты выстрела, выходят не только через ствол, но и просачиваются через иные взаимодействующие части оружия: затвор и ствольную коробку, кожух-затвор и рамку пистолета и т.п. В результате на руке, в которой находился пистолет, откладываются некоторые компоненты инициирующего состава и продуктов горения пороха. При стрельбе из длинноствольного оружия продукты выстрела откладываются и на щеке стрелявшего.

Выявляются продукты выстрела по различным методикам. Для получения проб используют теплый расплавленный парафин, которым покрывают кисти рук проверяемого. Возможно и смывание раствором дистиллированной воды. Полученные пробы исследуют несколькими способами, различающимися по своей чувствительности и получаемым результатам. Это исследования на оптических, электронных микроскопах, пробы на дифениламин в концентрированной серной кислоте, применение нейтронно-активационного анализа.

Все это, безусловно, важно для расследования, но почему-то в учебниках и учебных пособиях по криминалистике при описа­нии следов выстрела упускаются следы, которые остаются на самом «стреляв­шем», его теле и одежде.

Незнание этого, то есть недостаточный уровень профессиональ­ной подготовки следователей и иных работников правоохрани­тельных органов, и обусловливает и типичные ошибки, которые возникают в следственной практике. Вспомним извест­ное дело об убийстве певца Игоря Талько­ва. Преступление было совершено в за­крытом помещении с применением огне­стрельного оружия. Были известны все ли­ца, там находившиеся. Чтобы установить, кто из них совершил убийство, необходи­мо было провести проверку на наличие специфических следов, оставшихся на стрелявшем. Поскольку этого сделано не было, преступление так и остается нерас­крытым.

Профессиональный осмотр места происшествия позволяет выявить эти следы применения им огнестрельного ору­жия на стрелявшем. Такие следы в течение нескольких дней остаются на его руках, лице, ресни­цах, бровях, волосах, ушах, в дыхательных путях, в частности в полости носа. На одежде, перчатках, головном уборе и даже обуви эти следы можно обнаружить и через более длительное время.

При выстреле происходит выброс в сто­рону стреляющего нитратов от сгоревшего пороха, отдельных порошинок, смазочного вещества, остатков осалки, микрочастиц сурьмы, олова, бария, меди, серебра, ни­келя, ртути, магния, хрома и других эле­ментов. Стреляющий не просто окутывает­ся облаком из этих мельчайших, невиди­мых невооруженным глазом частиц. Они с достаточно большой силой и интенсивнос­тью проникают в его одежду и относи­тельно глубоко внедряются в кожу, а также в волосы. Поэтому их не сразу можно смыть водой, даже с использованием мы­ла и других моющих средств. По их кон­центрации, особенностям расположения и другим характеристикам можно опреде­лить отдельные обстоятельства проис­шедшего, в том числе, в правой или левой руке стрелявшего находилось оружие, кто в это время стоял рядом с ним, и т. д.

Кроме того, при выстреле в упор и с до­статочно близкого расстояния на лице стрелявшего могут быть обнаружены брызги крови, мозгового вещества и т. п. На ладонной поверхности руки, в которой находилось оружие, остаются следы ме­таллизации, смазочного вещества от руко­ятки оружия и других его частей. На самой руке, её тыльной стороне кроме сгоревших и несгоревших порошинок, различных ми­крочастиц в отдельных случаях, чаще все­го при самоубийстве, при использовании, например, пистолета Макарова и аналогичного ору­жия в промежутке между большим и ука­зательным пальцами могут быть обнару­жены характерные ссадины, которые оста­ются в результате отхода в момент выст­рела кожуха затвора назад.

Для изъятия следов, остающихся на стре­лявшем, используются парафиновая или вос­ковая пробы, а также так называемые аце­татные пленки (руки подозреваемого оп­рыскиваются раствором ацетатной цел­люлозы, образующаяся пленка снимает­ся). Кроме того, следы выстрела могут быть собраны стерильным ватным тампо­ном, сухим или смоченным в дистиллиро­ванной воде (для последующей эксперти­зы должен быть сохранен образец ваты, которой производился смыв).

Известны и иные признаки, по которым определяют стрелявшего: мозоль на пе­редней ногтевой фаланге указательного пальца, характерные кровоподтеки в области плеча (в Чеченской республике определяли снайперов, в том числе и из числа женщин), иногда даже возможен перелом ключицы.

Следы металлизации на ладонной по­верхности руки стрелявшего изымаются с помощью пропитанной специальным эле­ктролитическим составом подложки (ткани или фотобумаги). Под воздействием элек­тролита-растворителя металлические час­тицы, имеющиеся на поверхности руки, диффундируют (переходят) в подложку. Реакция может быть ускорена за счет дей­ствия постоянного тока. Этот метод полу­чил название как метод оттисков (контакт­но-диффузионный).

Разработаны и могут быть применены также и иные методы обнаружения следов выстрела. Например, лицо, применяв­шего огнестрельное оружие, можно выявить среди иных лиц с по­мощью специально натренированных слу­жебно-розыскных собак.

Всё это традиционные, давно известные способы обнаружения следов выстрела.

В настоящее время разработаны и используются современные приборы типа ультрамасс-спектрометра, которые позволяют за весьма короткое время определить все компоненты, остающиеся при выстреле на лице, применившем огнестрельное оружие.

Выявить следы вы­стрела на теле и одежде можно при про­ведении судебно-медицинской либо ком­плексной медико-криминалистической и медико-баллистической экспертизы в со­ответствующих криминалистических или су­дебно-медицинских учреждениях. По­скольку такие следы требуют оперативно­го выявления, фиксации и изъятия, целе­сообразнее всего, чтобы подобные иссле­дования проводились в специальных ла­бораториях.

1 См.: Тихонов Е.Н. Судебно-баллнстичсская экспертиза. Барнаул, 1991. С. 26; Руч­ное огнестрельное оружие и патроны к нему: ружья и карабины. Справочник эксперта-криминалиста. М„ 1999.

2 Молчанов В.И. Попов В.Л., Калмыков К.Н. Огнестрельные повреждения и их судебно – медицинская экспертиза – Ленинград 1995 г.