
- •17. Исскуство 2й половины нового царства. XX-XIX династии.
- •18. Искусство второй половины Нового царства (14 - 2 вв. До н.Э.) Скульптура рельефы и росписи.
- •19. Египетское искусство позднего периода. Произведения времени ливийских и эфиопских династий. Памятники саисской династии.
- •20. Периодизация искусства др месопотамии. Додинастический период в искусстве Шумера, его значение. Памятники из раскопок др Урука.
- •21. Раннединастический период в искусстве др. Двуречья. Произведения шумерской архитектуры. Храм в тель убайде. Скульптурные школы севера и юга.
- •22. Архитектура и изобразительное искусство древнего Аккада и III династии Ура.
- •23. Старовавилонский период в истории двуречья. Скульптурные памятники времен Хаммурапи, дворцовый комплекс Эмли –Рима в Мари.
20. Периодизация искусства др месопотамии. Додинастический период в искусстве Шумера, его значение. Памятники из раскопок др Урука.
Периодизация:
На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетие до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества.
В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII—XXIV вв. до н. э., носит название Ранне династического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV—ХХШ вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумер о-Аккадскому царству.
В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX— XVI вв. до н. э), средневавилонский, или касситский (XVI—XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII—VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII—VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.
С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальней шем подразделяется на периоды: староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV'—XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X—VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.
Периодизация шумеро-вавилонской цивилизации.
Шумерский период.
1. 5000-3500 гг. до н.э. – раннеземледельческие халафская и
убейдская культуры.
2. Начало III тыс. до н.э.- первые небольшие государства на юге (Шумер).
3. 2900-2400 гг. до н.э. – раннединастический период.
4. 2400-2230 гг. до н.э. – аккадский период, перемещение
политического центра в Аккад, объединивший под своей властью Шумер и северную
часть Месопотамии.
5. Конец III тыс. до н.э. Шумеро-Аккадское царство с центром в г.Уре.
Вавилонское царство.
1. ХIХ-ХVI вв. до н.э. - Cтаровавилонский период
2. ХVI -ХII вв. до н.э. - Средневавилонский (касситский).
3. ХII – VII вв. до н.э. - Ослабление Вавилона, борьба за независимость.
4. VII - VI вв. до н.э. - Нововавилонский период.
Становление государства в Двуречье.
Первые города-государства Древнего Шумера.
К середине IV тыс. до н.э. относятся первые города-государства в
Южном Двуречье. В конце IV тыс. до н.э. на территории расселения
шумеров было создано около 20 небольших городов-государств, а в первой четверти
III тыс. до н.э. их стало уже почти 40. Среди них выделялись Урук, Ур,
Шуррупак, Ларса, Лагаш, Киш, наиболее крупным из них был Урук.
Источником по истории г. Урук служат глиняные таблички, содержащие документы
хозяйственной отчетности.
Система администрации в Уруке тесно связана с культом бога неба Ана.
Храм в его честь – общественный и хозяйственный центр, жрецы исполняли функции
управителей. Во главе стоял верховный жрец. Храмовое хозяйство имело большой
штат – жрецы-администраторы, писцы, хранители имущества, пленники. Они
существовали за счет земледельцев-общинников, осуществляя необходимую
руководящую и направляющую деятельность. Велся строгий учет и регуляция
взаимоотношений, о чем свидетельствует детальная хозяйственная отчетность.
Храм представлял собой также склад и амбар, где находились запасы и
общественное достояние, а также центр ремесленного производства. Здесь жили
пленные иноземцы.
Додинастический период:
Уже в додинастический период в Шумере возникают масштабные храмы, посвященные богам. Они изначально наделены важной градостроительной функцией, объединяя вокруг себя пространство города, возвышаясь над жилой застройкой, образуя ее смысловой центр и определяя дальнейшее развитие планировки города. К сер. IV тыс. до н.э. храмы уже имели развитую типологию, сложение которой началось в древнем Эриду.
Начало своей цивилизации шумеры определяли так: «Тростник еще не вырос. Дерево не было создано. Не был построен дом. Не был построен город. Вся земля была море. Потом был создан Эриду». Письменные источники, относящиеся примерно ко II тыс. до н.э., к старовавилонскому периоду повествуют, что начало своей истории и культуры шумеры отсчитывали от создания древнейшего в мире города. Этот город – первое, что было создано после отделения света от тьмы и возникновения земли из первородного хаоса. В шумерской традиции Эриду, подобно священной горе Ницир, отмечал центр мира. Его создатель – Бог Энки, владыка мирового океана и земли, плавающей на его поверхности, наделил Эриду скрижалями МЕ, содержащими имена всех сущностей мира, знание которых давало власть над ними. Не случайно, иудаизм, христианство и ислам тоже считают Эриду священным городом – первобытным Эдамским садом, местом рождения человечества, куда «царская власть спустилась с небес». Стоит ли говорить, что именно этот город был одним из главных религиозных центров Шумера. Здесь, в Эриду, в центре мира из столетия в столетие люди возводили свои храмы, молились богам на одном избранном в незапамятные времена месте, месте священного мирового дерева.
Раскопки середины XX века (с 1946 по 1949г.), проводившиеся на берегу Персидского залива, открыли человечеству этот мифический город. Археологов Фуада Сафара и Сетона Ллойда привлекла легенда о том, что Эриду существовал еще до потопа. Самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н.э.
Древний центр Эриду представляет большой интерес для исследования не только как источник материала по раннему этапу развития Месопотамии, но, что не менее важно, как связующее звено между протошумерской цивилизацией и ее древнейшими предшественниками[3]. В VII – VI тыс. до н.э. в Двуречье процветало несколько раннеземледельческих культур, которые одарили позднейших жителей богатым художественным и строительным опытом, важным культурным наследием. Одной из наиболее значимых культур этого этапа исследователи называют культуру Самарры[4]. Ареал ее распространения пролегал широким поясом по течению Тигра, до берегов Евфрата, от Сирии до Загроса, что указывает на ее особое значение, оказавшееся исключительным в дальнейшем для искусства всей Месопотамии. Мотивы необычайно ритмичных росписей самаррской керамики, можно встретить в сосудах Раннединастического периода Шумера, а пластика самарры («голова из Чога-Мами» с высокой прической) предвосхитила позднейшее развитие шумерской скульптуры. В формировании убайидской и шумерской традиции, связанной с ней, определенную роль сыграла и халафская культура с ее многоцветной керамикой, покрытой красной или черной росписью по абрикосово-розовому фону. Интересно, что на больших полихромных тарелках позднего периода центральная часть обозначена орнаментальной розеткой и «мальтийским» крестом – символами, которые позже появятся в собственно шумерских росписях. Эриду, и вместе с ним весь убайидский период, можно считать наследником некоего синтетического целого, самарро-халафской традиции, вышедшей в свою очередь из культур Хассуны, Джармо, Хаджи-Мохаммад. На столь компактной территории, учитывая миграционные движения и наличие довольно развитых путей сообщения, трудно представить некие абсолютно локальные цивилизационные образования, не использующие опыт и систему взглядов, выработанные до их возникновения. Скорее можно допустить живое развитие целостной формации на определенной территории, единой в своих религиозных представлениях. Важно, что в этой связи возникает предположение о происхождении нескольких культур, различающихся скорее на формальном, поверхностном уровне, от одного корня.
Так, развитие искусства до возникновения собственно шумерского государства, включается в становление культуры Месопотамии, ибо преображаясь с течением времени, многие важные составляющие религиозных взглядов и связанных с ними изобразительных канонов не были забыты вплоть до периода Вавилонского царства. Сам факт преемственности указывает на плавное и гармоничное развитие древнейших эстетических норм, не смотря на новые этнические вливания и трансформации.
Устойчивость эстетических компонентов в древнем искусстве свидетельствует о повышенном внимании их творцов к надэстетическим и надэтническим религиозным факторам. Глубокое проникновение в их значение должно было приводить и приводило к формированию определенного набора стилистических приемов, используемых в художественном конструировании, в том числе и пространственных форм. Наследие мудрых предков наделялось колоссальной значимостью и не могло быть отброшено с изменением политической или иной ситуации в обществе. Это касалось художественного творчества и строительной деятельности. Именно благодаря этой особенности эстетики Древнего Востока возник уникальный храмовый комплекс в городе Эриду.
В политической истории Эриду не играл значительной роли. Однако, неоспоримо его духовное влияние на народы Месопотамии в течение нескольких тысяч лет. Одно из ранних письменных упоминаний города относится ко времени правления Ур-Нанше, основателя династии Лагаша, правившего около середины III тыс. до н. э. (26 в. до н.э.). Через три века правитель той же династии Гудеа установил в Эриду статую бога Нингирсу, жрецом которого являлся сам. Большой заботой окружили город и правители III династии Ура, объединившей Шумер в конце XXII – нач. XX в. до н.э. Владыка Ур-Намму, ее основатель, чья богатейшая усыпальница была в свое время найдена Л. Вулли, провел грандиозный канал от Евфрата к полям Эриду. Он начал строить и зиккурат на священном участке, однако завершить строительство пришлось лишь его внуку, Амар-Сину (XXI в. до н.э.). Правители Исина Ишме-Даган (1953-1935 гг. до н.э.) и Липит-Иштар (после 1935 г. до н.э.) так же проводили важные строительные работы в Эриду, воздавая должное культу Энки. Далее город перешел в вассальную зависимость от Ларсы. Набу-Кудурри-Уцур Ι (722-705 гг. до н.э.) – царь Исина, расположенного на западе Вавилонии, называл себя «Правителем города Эриду». Эриду упоминается в записях царей Саргона II (2316-2261 гг. до н.э.) и его сына Синаххериба. Известно так же, что этот город участвовал в последней борьбе Вавилонии против захватчиков. Дальнейшие сведения о нем пока неопределенны, постепенно его наследие обретает мифическую окраску как воспоминание о былом «золотом веке».
Для строительства храма в городе отводился специальный участок. Этот участок считался проекцией дома Энки (в шумерском языке дом и храм обозначались одним знаком é), и носил он то же название, что и «истинный дом бога» в Океане – Абзу.
В шумерской мифологии Абзу – имя первородного океана, который вместе с Тиамат (воплощением животворящего хаоса) не был создан, но существовал всегда. Абзу и Тиамат стали прародителями всех богов – уже упорядоченных сил космоса. В сюжете творения Бог Энки как персонификация мудрости, побеждает все заполнивший хаос Абзу и заточает его под землю. Отныне подземный мировой океан становится местом пребывания самого Энки, а он приобретает функцию владыки подземного мира. Ведь именно воды Мирового Океана содержат и хранят в себе имена всех вещей, а значит и их сущности, называемые МЕ, которыми повелевает Энки. В одном из вариантов мифа Абзу становится неким потаенным местом для МЕ, туда не могут заглянуть даже Боги. Оттуда Энки время от времени приходит к людям, дабы поделиться с ними мудростью.
Освященное пространство города становится залогом встречи с божеством. По этой причине много столетий спустя после возникновения первого храма в Эриду, правящие династии особо почитали здесь место «дома мудрости». Храмы на месте поклонения святыне воссоздавались и перестраивались в течение столетий в соответствии с принятыми строительными и стилистическими приемами своего времени. Было открыто 18 строительных горизонтов и 12 восстанавливавшихся на одном месте храмов[5]. На обветшавшем фундаменте неизменно возводили новую постройку. Обновлявшийся храм, таким образом, становился знаком преемственности в религиозной системе и подчеркивал значение почитания и возрождения главной святыни.
Первые поселения на месте нынешнего Тель-Абу-Шахрейна, возможно, возникли уже в VI тыс. до н.э. Период Убайида (~4800 – 3500 гг. до н.э.) будет интересовать нас особо. К нему относятся главные храмовые постройки. Это время стало временем зарождения и формирования великой шумерской цивилизации. Широкое распространение не только в Междуречье, но и за его пределами также свидетельствует о степени важности этой культуры для Древнего Востока. Уже в конце V тыс. до н. э. убайидская культура простирается от восточного побережья современной Саудовской Аравии, далее через всю Сирию, до средиземноморского побережья, севернее гор Тавра, на северо-востоке ареал ее распространения доходил до Азербайджана (р-н озера Урмия), через Хузистан формировались ее восточные торговые пути.
О высоком развитии культуры Убайид свидетельствует керамика прекрасного качества, до этого не встречавшаяся в южном Ираке, и хороший уровень строительного мастерства, на что указывают открытые здесь архитектурные фрагменты. В постройках широко использовался добротно отформованный кирпич, жители разрастающихся поселений обладали важными знаниями строительной техники. Стиль и приемы этих построек легли в основу всего последующего архитектурного развития на территории Месопотамии.
Памятники Урука.
УРУ́К (Uruk, библ. Эрех, совр. Варка), город-государство в Южном Двуречье, один из древнейших городов мира, развивавшийся параллельно всей истории Месопотамии . Холм Варка расположен к северо-западу от Ура, в 56 км выше по течению Евфрата. Памятник исследован, начиная с 1912 рядом немецких экспедиций, работы которых отличались большой научной строгостью. Ранние слои поселения дали имя археологической культуре Варки (вторая половина 4 тыс. до н. э.), сменившей предшествующую ей Убайдскую культуру.
В середине 4 тыс. до н. э. на месте будущего города находилась сельская округа — около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Ее центром являлся обнесенный стеной священный участок Э-Ана, место почитания богини, известной в историческую эпоху как Инанна (см. ИНАННА). На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет т. н. Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов (см. ЗИККУРАТ). Рядом располагался современный Белому храму архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м2, на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.
Культура Варки характеризуется рядом выдающихся достижений в истории становления цивилизации Шумера. В эту эпоху появляется гончарный круг и первые гончарные мастерские, производившие нерасписную керамику различных типов. Для периода Варки характерно распространение резных цилиндрических печатей с изображениями животных, культовыми сценами и геральдическими композициями. К нач. 3 тыс. до н. э. относятся самые ранние памятники письменности — покрытые идеограммами (см. ИДЕОГРАММА) глиняные таблички, отражающие хозяйственную деятельность жителей Урука: списки товаров, подсчет поголовья скота, расходные записи. Интересны находки первых учебных текстов, служивших для запоминания знаков и их сочетаний, перечней профессий и названий должностных лиц.
В нач. 3 тыс. до н. э. Урук являлся крупенйшим из земледельческих поселений Двуречья. центром культа почитаемых шумерами богини Инанны и бога неба Ану (см. АНУ). Город был образован в результате слияния поселений Э-Ана, Урук и Кулаба, занимал площадь ок. 125 га и являлся центром небольшого государства. Территорию Урука ограждала стена из кирпичей длиной 9 км, воздвигнутая, по преданию, легендарным царем Гильгамешем (см. ГИЛЬГАМЕШ). Строительство стены свидетельствует о войнах, которые Урук вел с соседними городами-государствами Двуречья.
Эпическое сказание «Гильгамеш и Ага» повествует о борьбе Урука с городом Кишем (см. КИШ (Месопотамия)), правитель которого предпринял его осаду. Победа Гильгамеша принесла Уруку господство над Южным Двуречьем, сохранявшееся на протяжении правления I династии Урука (ок. 2615—2500 до н. э.). В сер. 3 тыс. до н. э. ее сменяет I династия Ура (см. УР), к которому переходит контроль над ирригационными системами в низовьях Евфрата.
В конце раннединастического периода Урук входит в союз городов Двуречья, созданный в результате военных завоеваний Лугальзаггиси (см. ЛУГАЛЬЗАГГИСИ) (сер. 24 в. до н. э.), именовавшим себя царем Урука и царем Страны. В кон. 24 в. до н. э. Урук был завоеван Саргоном Древним (см. САРГОН Древний). который разрушил стены города и включил его в образованное им государство Аккада (см. АККАД (государство)). В последующие эпохи истории Месопотамии Урук сохранял свое значение крупного торгово-ремесленного и религиозного центра. Сохранились руины зиккурата (см. ЗИККУРАТ), храм, построенный царем касситской (см. КАССИТЫ) династии Караиндашем, дворец парфянских царей. Урук оставался средоточием общемесопотамской эпической традиции, повествующей о его богах и деяниях царя Гильгамеша, связанных с представлениями о начале истории Шумера.