Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крайг_раннее детство и дошкольный возраст.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
178.18 Кб
Скачать

Игра и когнитивное развитие

Игра во многих отношениях способствует когнитивному развитию. Как вы уви дите далее, дети, находящиеся на дооперациональной стадии развития, использую игру для того, чтобы побольше узнать о своем физическом окружении. Дошкольни ки младшего возраста не только демонстрируют эгоцентризм, описанный Пиаже но и играют в ролевые игры, чтобы овладеть символической репрезентацией и рас ширить свои социальные знания. Контекстом этого растущего социального созна ния является взаимодействие детей со своими сверстниками. В самом конце разде ла мы рассмотрим то, как в художественном творчестве детей отражается взаимо зависимость между развивающимися когнитивными и двигательными навыками.

Исследование физических объектов. Когда дошкольники играют с различ ными физическими объектами и материалами — к примеру, с песком, камнями, во дои, — они узнают об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняют ся. Так, играя в песочнице, ребенок может увидеть, что каждый предмет оставляв в песке свой особый отпечаток. Играя с мячом, ребенок может заметить, что чем сильней он бросит мяч об пол, тем выше тот отскочит. Играя в какую-либо конст­руктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут исполь­зовать для расширения своих знаний. В свою очередь, эти более обширные позна­ния позволяют им достигнуть еще более высокого уровня понимания и умения (Рогтап, & НШ, 1980).>Т1остепенно дети научаются сравнивать и классифициро­вать объекты и начинают лучше разбираться в различных понятиях — таких как размерь!, форма, материал. Вдобавок, благодаря активной игре, дети приобретают разнообразные умения, которые позволяют им чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении (А^Ьеу, 1984).

Игра и эгоцентризм. Эгоцентризм, который Пиаже обнаружил у детей на до-операциональной стадии развития, становится особенно очевиден в играх с други­ми детьми. Двухлетние малыши будут с интересом наблюдать за другими детьми, но, скорей всего, не решатся к ним приблизиться. Если они все-таки к ним подхо­дят, то чаще всего их взаимодействие ограничивается игрой с одной и той же иг­рушкой (НидЬез, 1991). Может показаться, что дети, которым 2 года и меньше, иг-^аютвместе, но на самом деле каждый из них почти всегда реализует собственную фаетазию.

В ролевых играх находит отражение возросшая социальная зрелость детей, ко­торая появляется у них в возрасте 3-х лет. Игра 3-летних детей демонстрирует, что они понимают намерения других детей, и это позволяет им успешно разыгрывать различные роли. Чтобьггакая игра была успешной, играющие должны взаимодей­ствовать друг с другом; если каждый из детей не будет исполнять свою роль, игра не получится. Это наблюдение соответствует выводам, сделанным в ходе более ранне­го исследования, в котором детей просили описать, как будет вести себя другой ре­бенок, если потеряется его любимое домашнее животное, сломается его игрушка или если его пригласят на день рождения. По-видимому, к 4-летнему возрасту неко­торые дети уже умеют распознавать ситуации, которые могут стать причиной про­явлений чувств радости, печали, страха и гнева (Вогке, 1971,1973).

В другом исследовании Шац и Джельман (ЗЬатг, & Ое1тап, 1973) просили 4-летних детей рассказать 2-летним, как устроена та или иная игрушка. Даже в 4 года дети понимали, что, обращаясь к тем, кто их младше, они должны выражаться бо­лее простым языком. Исследователи заметили, что 4-летние малыши говорили в этом случае более медленно, использовали короткие фразы, часто прибегали к сло­вам, помогающим привлечь внимание, таким как «смотри» и «вот», и многократно повторяли имя другого ребенка. С детьми более старшего возраста и со взрослыми они разговаривали иначе. Психологи предположили, что дошкольники способны учитывать потребности своих младших товарищей и изменять свое поведение в со­ответствии с этими потребностями.

Однако в социальном отношении, впрочем, как и во всех остальных, дети в этом возрасте еще очень незрелы. 3-летние и даже 4-летние малыши очень упрямы и не­сговорчивы. Правда, к 3-летнему возрасту дети понемногу начинают делать то, чего от них ждут. Окружающие теперь имеют в жизни 3-летних детей большее значе­ние, чем это было годом раньше, и поэтому дети охотно идут на контакты с другими людьми. В этом возрасте они уже учитывают то, как поступки могут отразиться на их окружении, и получают немалое удовлетворение, демонстрируя другим свои до­стижения (Ни^Нез, 1991).

Ролевые игры и социальные знания.. Старшие дошкольники в ролевых иг­рах проверяют свои социальные знания. Подражая кому-то, притворяясь и испол­няя роли, дети во время таких игр развивают способность к символической репре­зентации — начинают замещать конкретные объекты и события символами. Роле^ вая игра также позволяет ребенку представить себя на месте других людей, надеть на себя различные маски, и расширить спектр своих мыслей и чувств. Ролевая игра

МНЕНИЯ И ФАКТЫ: ПОНАРОШКУ И ВСЕРЬЕЗ

В ролевой игре детей прослеживаются 2 ^мысловых уровня — уровень реальных дей­ствий и объектов и уровень вымышленных действий и объектов. Согласно Бейтсону (Ватлзоп, 1955), дети должны сохранять две смысловые системы отсчета: реальную и иг­ровую. Находясь в реальной системе отсчета, дети, играющие в ковбоев и индейцев, знают, что они — всего лишь дети и что они скачут не на лошадях, а на деревянных палках. Но они одновременно пребывают и в другой, вымыш­ленной системе отсчета, разыгрывая какую-нибудь историю с ковбоями и индейцами. Когда между детьми возникают какие-то раз-'молвки, они часто меняют систему отсчета, чтобы разрешить свой .спор, а затем продол­жают свою игру, действуя понарошку.

Исследователи, изучающие детские сим­волические и ролевые игры, обнаружили, что во всех культурах дошкольники с возрастом все более умело разграничивают вымышлен­ное и реальное (КиЫп, Ре(п, & УапйегЬегд, 1983). Дети совершают все более резкие пе­реходы от реальности к фантазии, роли стано­вятся все более замысловатыми, а их исполне­ние — все более продолжительным. Но все-таки .способность увидеть разницу между вымыслом и. реальностью развита у них еще недостаточно, в результате чего 4-б-летние дети могут на самом деле поверить, что изоб­ражаемое ими реально (Нагп'з, Вгош, Магпой, й/гпйаН & Нагтег, 1991).

Изменения, которые претерпевают такие игры в период раннего детства, были обстоя­тельно изучены в ходе многочисленных иссле­дований (Сагуеу, 1990; Р1адег* 1962; Уудо1$1<у, 1978). Символическая игра появляется в тот период, когда привычные действия и объекты отделяются от их типичных ролей и функций и начинают использоваться в нетипичной для них игровой манере. На раннем этапе своего развития дети делают первые попытки изоб­разить что-то понарошку, например они могут облизать пустую ложку, но к дошкольному возрасту становится очевидно: _они понимают, что притворяются. Они могут даже сами об этом заявить: «Мы играем в дочки-матери». Вдобавок, дети постарше, как мы видели, спо­собны переключаться с игровой ситуации на реальную и обратно — все это время помня, в какой смысловой системе они находятся.

Дошкольники способны изобразить пона­рошку самые разные вещи. Согласно Лиллар-ду (Шага1, 1991), они могут перенести свой­ства одного объекта на другой, представить себя или другого человека в роли кого-то, ра­зыграть какое-то событие или сценку. Стано­вясь старше, дети начинают реже пользовать­ся разными бутафорскими предметами. Еще один аспект их развития — все возрастающая гибкость при смене ролей. Сначала ребенок одновременно и субъект, и объект действия в игре, в которую он играет в одиночку; напри­мер он делает вид, что ложится спать, сам ук-

спрсобствует лучшему пониманию как других людей, так и самого себя (Реш, 1984).

Проигрывание ролей дает детям возможность поэкспериментировать с различ­ными моделями поведения и увидеть, к каким это может привести последствиям, Например, дети, играющие в больницу с куклами, своими приятелями или одни, могут исполнить множество разнообразных ролей: больного, врача, медсестры, по­сетителя. Когда они разыгрывают эти роли, ими могут двигать подлинные страхи и опасения заболеть и оказаться зависимыми от других людей. Какова бы ни была разыгрываемая ситуация, подобные игры позволяют детям выразить свои чувства, разрешить внутренние конфликты и связать эти чувства и конфликты с тем, что им уже понятно.