Родительский контроль «Результат» для подростка
«авторитетные» семьи Хорошие способности (в том числе академические), высокая степень приспособляемости, хорошее психологическое развитие, редкое «проблемное» поведение, более редко (чем у молодежи, которой потворствуют) встречающиеся психические и соматические проблемы
«попустительские» семьи Более низкое психическое развитие; незначительное отличие от «авторитетных» семей по степени самоуверенности, социальным и академическим способностям; часто встречающееся «проблемное» поведение
авторитарные Позитивные ориентации на школу, считают недопустимым использование наркотиков, имеются соматические симптомы. Высокая степень социальной адаптивности, самоуверенность. В поведении часто встречаются несущественные отклонения от нормы.
Семейная коммуникация
В основе коммуникации между родителями и подростками лежит взаимная интерпретация того, что подразумевается обоими участниками общения. Разумно предположить, что теплый стиль, используемый родителями, качественно иначе повлияет на поведение подростков, нежели авторитарный или принудительный стиль. Семейная коммуникация необходима для здорового функционирования семьи и ее членов. Здоровая коммуникация оказывает положительное воздействие на степень независимости и самооценку подростка. Семьи, характеризующиеся здоровой коммуникацией, показывают большую сплоченность, адаптативность и удовлетворенность.
Мальчики и девочки-подростки различаются по своим ожиданиям коммуникации в семье. Девочки чаще описывают свои разговоры с мамами, чем с папами, мальчики – с папами о сексуальных проблемах и о жизни в целом. Девочкам оказываются более близкими мамы, чем папы, мальчики в равной степени близки обоим родителям. В целом, мать для подростка – более желанный собеседник, отцы же представляются более строгими (способными наказать).
Психическое здоровье родителей
Большое количество данных говорит о важности связей между психическим здоровьем родителей и их ребенком-подростком. Например, результаты некоторых лонгитюдных исследований свидетельствуют о наличии связи между патологическим поведением родителей и серьезными расстройствами (шизофрения и депрессия) у их детей.
Австралийские исследователи интересовались степенью, в какой проявление той или иной семейной патологии (конфликты между членами семьи, низкая степень солидарности и удовлетворенности членов семьи) было связано с индивидуальными симптомами, неврозами, проблемами с самоуважением и неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами. Результаты этого исследования показали, что различные проявления семейной патологии имеют тенденцию к взаимозависимости. Конфликт между членами семьи обычно ассоциируется с низкой степенью солидарности и т.д. Более того, большинство членов патологической семьи часто слабо ассоциированы со своими ролями.
Семья действует как сильный социализирующий агент, и родительские позиции, ценности и поведенческие проявления часто сказываются на поведении детей.
Другие исследования рассматривают комплексные связи между родительским самоуважением, практикой воспитания ребенка и поведением подростка. Смолл, например, предположил, что родители, которые сами ощущают себя выше других, склонны воспитывать ребенка с позитивной самооценкой и развивать в нем хорошие адаптивные социальные способности.
Матери с низким уровнем самоуважения более склонны наказывать своих детей, и в результате подросток становится более изолированным. Отцы с низким уровнем самоуважения чаще прибегают к порке. Таким образом, высокая степень родительского самоуважения положительно сказывается на стиле коммуникации в семье. Кроме того, матери с высокой самооценкой легче общаются со своими детьми и подталкивают их к независимому поведению. Отцы с позитивной самооценкой чаще используют физическую силу для дисциплинирования своих детей. <…> И если по отношению к подростку применяется физическое наказание, то с его стороны вероятна негативная реакция и стремление к автономии. <…>
