
- •Оглавление
- •Введение
- •§ 2. Политическая (позитивная) ответственность в конституционном праве: грани соотношения с негативной юридической ответственностью
- •§ 3. Конституционная ответственность за правонарушение: обзор концепций, признаки и особенности, классификация санкций.
- •Глава 2. Основания конституционно-правовой ответственности § 1. Конституционный деликт: к вопросу о составе конституционного правонарушения
- •§ 2. Вина как основание наступления конституционно-правовой ответственности
- •§ 3. Субъекты конституционно-правовой ответственности и факультативные основания (условия) наступления конституционно-правовой ответственности: вред, цель, неоднократность, мотив
- •Глава 3. Виды конституционно-правовой ответственности § 1. Конституционно-правовая ответственность государственных органов и должностных лиц
- •Ответственность Правительства Российской Федерации
- •Конституционно-правовая ответственность судей
- •Ответственность прокурорских работников
- •Досрочное освобождение от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты рф
- •Досрочное освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- •Отзыв дипломатических представителей как мера конституционно-правовой ответственности
- •Ответственность депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов органов законодательной власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления
- •1. Лишение полномочий депутата вследствие совершения уголовного преступления после вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
- •2. Лишение полномочий депутата вследствие систематического неисполнения своих обязанностей или занятия депутатом предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью.
- •3. Процедурно-процессуальные санкции в отношении депутатов.
- •4. Отзыв депутата законодательного органа государственной власти или депутата органа местного самоуправления.
- •§ 2. Избирательно-правовая ответственность
- •§ 3. Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской федерации и их органов
- •§ 4. Муниципально-правовая ответственность
- •§ 5. Конституционно-правовая ответственность общественных ассоциаций
- •§6. Аннулирование юридических актов (признание неконституционными, отмена, приостановление действия нормативных актов и признание их недействующими)
- •§ 7. Ответственность физических лиц, обладающих особым конституционно-правовым статусом (беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане, лица без гражданства)
- •Понятие ответственности физических лиц в конституционном праве Российской Федерации
- •Субъекты конституционно-правовой ответственности физических лиц и особенности этой разновидности ответственности в конституционном праве
- •Виды санкций и их классификация
- •Меры конституционно-правовой ответственности, применяемые в отношении иностранных граждан на территории рф
- •Отмена решения о награждении
- •§2. Роль Конституционного Суда рф и иных судебных органов в становлении конституционно-правовой ответственности как необходимого элемента государственного механизма охраны правопорядка.
- •§3. Перспективы совершенствования законодательного механизма конституционно-правовой ответственности
- •Заключение
- •Список литературы
- •I. Нормативно-правовые акты и официальные документы
- •II. Акты судебной практики
- •III. Монографии, учебники и учебные пособия
- •IV. Статьи
- •V. Диссертации и авторефераты диссертаций
Ответственность прокурорских работников
Первый вопрос касается оснований отнесения санкций, применяемых к прокурорским работникам, к мерам конституционно-правовой ответственности, а не какой-либо иной (дисциплинарной, административной). Основной причиной признания субъектами конституционно-правовой ответственности прокуроров и следователей является правовая природа принадлежащих им полномочий. Указанные должностные лица от имени государства выполняют властно-распорядительные функции, которые имеют особое значение для государства; правовой статус этих лиц среди иных категорий государственных служащих характеризуется высокой степенью детализации процедурной стороны реализуемых ими полномочий, дополнительными правовыми и организационными гарантиями, широким кругом обязанностей и особыми основаниями ответственности. Это сближает санкции, применяемые к прокурорам, с мерами ответственности, применяемыми к судьям как к носителям специфических властных полномочий, выделяющих их из числа иных категорий государственных служащих.
Мерой конституционной ответственности для Генерального прокурора РФ является не только освобождение его от должности, но и временное отстранение Генерального прокурора от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, поскольку для Генерального прокурора РФ наступают негативные последствия. Временное отстранение от должности Генерального прокурора является не дисциплинарной, а конституционной санкцией, так как временное отстранение от должности имеет конституционно-правовой характер, а Генеральный прокурор РФ, прежде всего, участник конституционно-правовых отношений. В конституционно-правовом смысле освобождение и временное отстранение от должности обладают единой юридической природой это меры конституционно-правовой ответственности, предусматривающие определенные ограничения, возможность применения государственного принуждения к виновному должностному лицу, на что было обращено внимание в Особом мнении судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина к Постановлению Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 года № 17-П392 по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Согласно ст. 417 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.
Очевидно, что налицо несоответствие дисциплинарной ответственности, которой подвергаются судьи, и той ответственности, которую несут прокурорские работники. Полагаем, что категория «неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками прокуратуры своих обязанностей» неадекватно отражает существо нарушений, совершаемых прокурорскими работниками, и способствует волюнтаризму и субъективизму при применении санкций Генеральным прокурором РФ и иными вышестоящими прокурорами. Тем более странно, что дисциплинарная ответственность предусматривается и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, а перечня таких проступков законодательство не содержит.
Представляется, что необходимо пойти по пути совершенствования норм ответственности прокурорских работников, взяв за основу правовой механизм, введенный поправками в Закон о статусе судей. Условием применения ответственности в отношении прокурорского работника должно быть нарушение последним норм Закона о прокуратуре, а также нарушение правил, сформулированных в кодексе чести или этики прокурорского работника. (Попутно заметим, что отсутствие такого кодекса порождает сложности в процессе реализации санкций по отношению к прокурорским работникам, низводя их применение на уровень субъективного усмотрения со стороны вышестоящего прокурора.) Кроме того, необходимо дифференцировать механизм применения дисциплинарных санкций (нарушение трудовой дисциплины, невыполнение поручений и т. п.) и санкций, которые не носят характера проступков, в сфере исполнения должностных, трудовых обязанностей или функций (связи с преступными группировками, использование ненормативной лексики, пьянство, поддержка политических партий и пр.).
На наш взгляд, перечень обязанностей или конкретных проступков прокурорских работников, которые носят так называемый «внепроцессуальный характер» и не подпадают под характеристики трудовых правонарушений, должен быть легализован в виде принятия кодекса этики прокурорского работника.
В соответствии со ст. 43 Закона о прокуратуре прокурорский работник может быть уволен по основаниям, содержащимся в трудовом законодательстве, а также по дополнительным основаниям, сформулированным в указанной статье. В числе этих оснований названо совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, а также нарушение им присяги. Представляется, что назрела необходимость в выделении специфической конституционно-правовой ответственности прокуроров и следователей. Более того, увольнение работника прокуратуры как лица, обладающего весьма значимыми властными публично-правовыми полномочиями, должно быть признано мерой конституционно-правовой ответственности независимо от существа совершенного правонарушения (проступка). Основания для увольнения с должности (прекращения полномочий) нужно перечислить именно в Законе о прокуратуре (а не в трудовом законодательстве), наряду с этим законодательно должна быть регламентирована процедура увольнения прокурорского работника с должности.
По нашему мнению, законодатель должен идти по пути усложнения процедуры применения этих мер ответственности, предусматривая гарантии от их необоснованного, политически ангажированного применения. Следует рассмотреть вариант создания специализированных комиссий по прокурорской этике, которые должны утверждать решение соответствующего прокурора об увольнении прокурорского работника с должности за совершение проступка (правонарушения). Состав комиссий может формироваться из числа прокурорских работников, а также представителей общественности (ученых, юристов в отставке, депутатов). Вполне возможно заимствование процедуры формирования такого органа по образцу комплектации квалификационных коллегий судей, которые применяют санкции к судьям за аналогичные нарушения.