Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика бизнеса для слушателей РЦПК.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
472.06 Кб
Скачать

4.3. Американские протестанты и русские старообрядцы – религиозные основы этики ведения бизнеса

В начале XIX в. многие из ранее соединенных функций стали специализированными. Появились оптовые торговцы, банкиры, все более важную роль стали играть посредники, брокеры. Однако наибольшим влиянием пользовались оптовики, которые управляли потоками товаров и аккумулировали в своих руках значительные капиталы. Эти средства шли на финансирование промышленности: первых металлургических заводов, текстильных фабрик, железных дорог. По мере того как росла промышленность, а с ней и значение промышленного капитала, роль коммерсантов уменьшалась. Но свою историческую миссию в формировании предпринимательства они выполнили. Надо сказать, что это был нелегкий и далеко не идиллический процесс. Свое дело начать было легко, но столь же легко было и разориться. В связи с постоянным притоком иммигрантов, большинство из которых не имело высокой квалификации, конкуренция среди начинающих коммерсантов была огромная и выживали из них как предприниматели далеко не все. Тем выше ценился успех. Поэтому большим уважением и соответственно доверием и кредитом пользовались self made men (творцы своей судьбы). Опираясь на работы М. Вебера, остановимся подробнее на основах протестантской этики, сопоставив ее с трудовой этикой российских предпринимателей — купцов, описанной выходцем из этой среды — П. Бурышкиным в его книге «Москва купеческая». Проведем это сопоставление по некоторым наиболее важным компонентам: отношению к делу и материальным благам. У обеих групп — западных (в том числе американских) протестантов и русских купцов — они объединены глубоко религиозным отношением к миру.

4.3.1. Отношение к делу

У протестантов дело — это миссия человека в мире, его призвание. Вот как сказал М. Вебер: «…В этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека…тот центральный догмат всех протестантских вероисповеданий, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием»». Это представление «о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей «профессиональной» деятельности, в чем бы она ни заключалась и независимо от того, воспринимается ли она индивидом как использование его рабочей силы или его имущества (в качестве «капитала»), — это представление характерно для «социальной этики» капиталистической культуры, а в известном смысле имеет для нее и конститутивное значение». «Человек — лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божьей, он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге…».

Вот как описывает П. Бурышкин деловые качества русских купцов: «На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и стребует по нему отчета…». Такое же отношение к богатству у Русской Православной Церкви.