
- •Глава 2. Специфика политического образа в Новой газете 17
- •Введение
- •Глава 1 Основные этапы развития жанра политического портрета в современной журналистике.
- •1.1 Происхождение и эволюция жанра политического портрета
- •1.2. Жанровые особенности и литературные приемы создания политического портрета в печатных сми общественно-политической тематики.
- •1.3. Проблема жанровой диффузии политического портрета с другими жанрами публицистики в современной общественно-политической газете.
- •Глава 2. Специфика политического образа в Новой газете
- •2.1. Приоритетные направления радела «Политика» печатного издания «Новая газета»
- •2.2. Жанровые характеристики политического портрета
- •«Губернатор придворного края»
- •Митт Ромни. Вера, деньги и власть
- •«Я уничтожу ер»!
- •Гиви Таргамадзе: провокатор или политтехнолог
- •Новый вождь Китая – кто такой?
- •Заключение
- •Библиографический список
Гиви Таргамадзе: провокатор или политтехнолог
Личность депутата грузинского парламента Георгия Таргамадзе интересна своей неоднозначностью. Автор материала подчеркивает эту идею и в названии и в структуре текста. Метод построения образа политического лидера очень необычен, журналист предлагает вниманию читателя обзор личности Таргамадзе с точки зрения различных авторов, освещавших события в разных странах и годах. Объединяет все эти публикации одна тема – Гиви Таргамадзе причастен ко всем попыткам смещения действующей власти, путем «цветных революций».
Киргизия, 2005 г. Образ грузинского депутата достаточно положителен, скорее политтехнолог, советник лидеров оппозиции. «Один из тогдашних оппозиционеров, принимавший участие в событиях на юге Киргизии в 2005 году, рассказал «Новой газете»: «Грузины нас тогда консультировали. Как грамотно выдвинуть свои требования власти, какие акции проводить, как избежать провокаций»24. Более того, он жертва ситуации: «А там, в Оше, когда события стали выходить из-под контроля, наши грузинские коллеги пережили очень неприятные дни, фактически ощущая себя заложниками»25.
Украина, 2010г. Политическая ситуация аналогична Киргизии, но образ создан уже совсем другой. С одной стороны действия Таргамадзе не вызывают нареканий: он во главе международной делегации официальных наблюдателей за проведением выборов. Но так ли это на самом деле. «Отвечал за всех Гиви Таргамадзе, председатель парламентского комитета по вопросам безопасности и обороны, руководивший миссией: «Мы откликнулись на призыв действующего президента Виктора Ющенко — прибыть и защитить демократию»26.
Однако президент Ющенко не оправдал доверия «батоно Гиви» и весьма резко высказался относительно законности «десанта», отрицая свою причастность к приглашению: «Я сожалею, что Грузию и наш любимейший грузинский народ используют для манипуляций в Украине».
Таргамадзе в ответ сделал вид, будто не понимает, в чем причина претензий: «Вызывает обиду недоверие местных властей… Грузины часто ездят в Донецк и по своим делам». О статусе наблюдателей он больше не вспоминал»27.
Еще более негативная оценка личности Таргамадзе представлена публикацией о деятельности оппозиции в Белоруссии в 2006 году. Председатель КГБ Степан Сухоренко открыто обвиняет его в подготовке революции в стране: «Идет подготовка не к мирному протесту, как заявляют организаторы так называемой «революции», а к хорошо спланированной силовой акции с подрывом взрывных устройств, поджогами, активным провоцированием органов правопорядка на применение силы — с целью посеять хаос, неразбериху и на этой волне захватить власть… Так, по полученным нами данным, руководитель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии некто Таргамадзе недавно в одной из конфиденциальных бесед заявил: «Это будет ночь длинных ножей, я отвечаю за это дело в Беларуси»28. А в 2010 году он спокойно находится в Минске в качестве стороннего наблюдателя. «Очевидно, у него были уже совершенно иные планы на «белорусском фронте». Теперь мы знаем, какие именно. И не важно, чьи спецслужбы — белорусские или российские — записывали или фабриковали ту запись разговора с Удальцовым. Но сам Таргамадзе наверняка был в курсе. «Улыбнитесь, вас снимают!»29
В заключение текста автор подводит читателя к самостоятельному ответу, поставленному в заголовке. От публикации к публикации образ Георгия Таргамадзе все сильнее приобретает черты провокатора.
Необычная структура построения текста показывает динамично развивающийся образ политика, проявляющий новые черты в каждой из ситуаций.